Картина конь

Картина конь

4-Квадрига из позолоченной бронзы на базилике Святого Марка в Венеции - III или IV век до нашей эры.jpg

Квадрига из позолоченной бронзы на базилике Святого Марка в Венеции — III или IV век до нашей эры


Квадрига из позолоченной бронзы на базилике Святого Марка в Венеции по праву считается одной из совершеннейших древних статуй лошадей (III или IV ст. до нашей эры). Это единственный сохранившийся образец многофигурной античной скульптуры — конницы, и воистину греческий идеал совершенства. Создание квадриги приписывают самому Лисиппу. Греческий ваятель, один из трех знаменитейших греческих скульпторов эпохи, очень хорошо разбирался в лошадях — созданные им скульптуры, которые можно сегодня увидеть около Парфенона в Афинах, подтверждают его талант.


Сила, стремительность, величественная красота, преданность и в то же время — уязвимость и ранимость… Удивительное создание! Конь — один из первых объектов изобразительного творчества людей, запечатленный в наскальных рисунках, многочисленных изваяний.
шади — священные животные с древних времен. Они ассоциируются с плодородием и связаны с приметами, колдунами и языческими божествами. Многие люди черпали вдохновение во внешней красоте этих животных, но ощущали и нечто большее — стихию свободы, таящуюся под гривой.


2-Наскальная роспись.jpg

Коня на скаку нарисуют! — Наскальная роспись


Для жителей Центральной Европы изображения диких животных (конь, медведь, бык) как объектов охоты имели магический смысл. Об этом свидетельствуют рисунки, созданные 15-20 тысяч лет назад, обнаруженные в глубоких пещерах (Нойкс в средних Пиренеях, Валлон-Понтд’Ар, Ласко во Франции, Тито Бустилло в Испании).

Эти благородные животные символизировали богатство, власть и были важной составляющей не только жизни европейских, но и восточных народов. «Небесные кони», или «восемь лошадей», как олицетворение небес, огня, «ян», юга, скорости, упорства, доброго предзнаменования почитались в Древнем Китае.


3- Гробнице императора Цинь Ши-хуанди - III век до нашей эры.jpg


Гробнице императора Цинь Ши-хуанди — III век до нашей эры


В гробнице императора Цинь Ши-хуанди, первого правителя централизованного Китая (III век до нашей эры) погребено 600 терракотовых скульптур лошадей со множеством колесниц и оружием вместе с 8099 скульптурами воинов, выполненных в натуральную величину.

Традиция изображения всадников, сложившаяся в античности, продолжалась в христианском искусстве в образах Св. Георгия Победоносца Дмитрия Солунского, Евстафия, Маврикия, Мартина Турского, Федора Стратилата, Федора Тирона.


1-Чудо Георгия о змие - Новгород - конец XV-начало XVI века.jpg

Чудо Георгия о змие — Новгород — конец XV-начало XVI века


Между тем в средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, поскольку многие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиозным темам. Однако, иная, светская линия, основанная на тех же античных прототипах, создала в европейском искусстве жанр конных монументов, интерес к которым пробудился в XIV веке, в эпоху Ренессанса.


5-Донателло - Памятник кондотьеру Эразмо ди Нарни (1447-I453) известному под именем Гаттамелата.jpg


Донателло — Памятник кондотьеру Эразмо ди Нарни (1447-I453)


Ярким образцом конной статуи нового времени является памятник кондотьеру Эразмо ди Нарни (1447-I453), известному под именем Гаттамелата. Скульптура, созданная и установленная Донателло в Падуе, принципиально отличалась от предшествующих образцов. В этой работе мастер прославил индивидуальные достоинства человека, не связанные ни с сословными привилегиями, ни с наследственной знатностью (Эразмо — сын булочника). Донателло дал наиболее последовательное воплощение идеала сильного человека, который, буквально — на коне!

Многие и многие мастера Возрождения великолепно рисовали лошадь. Это животное присутствует в произведениях таких крупнейших художников, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Антонио Пизанелло, Паоло Уччело, Андреа Мантенья. На их творениях кони играют главную роль в батальных и религиозных сценах, причем образ лошади уже несет иную смысловую нагрузку. Конь отныне — не только воин и символ власти, который подчеркивает могущество человека, но и центр всей композиции. Поэтому животному уделяется намного больше внимания художника и зрителя, чем в средневековье. Прорисовываются каждая мелочь, каждая мышца будто наделяется эмоциями.



6-Леонардо да Винчи - Битва при Ангиари - копия работы Рубенса.jpg

Леонардо да Винчи — Битва при Ангиари — копия работы Рубенса


При создании этого шедевра Леонардо да Винчи нарисовал более сотни эскизов и набросков! Он тщательно изучал животных, долгое время наблюдал и зарисовывал их движения.
Что ж, воистину, конь — важная фигура. Ну, а где конь — там и конница.


7-Альбрехт Дюрер - Гравюра Четыре всадника Апокалипсиса.jpg

Альбрехт Дюрер — Гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса»


В эпоху Возрождения особую популярность обретает библейский сюжет о всадниках Апокалипсиса, в котором четыре масти коней имеют особое значение. Одна из популярных иллюстраций к этому сюжету создана Альбрехтом Дюрером. Грозным пафосом веет от его гравюры «Четыре всадника Апокалипсиса». Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути.

Традиция писать так называемый конный портрет имеет в Европе глубокие корни, уходящие еще ко временам Римской Империи. Можно много и восторженно говорить о том, что на их полотнах мы видим лошадь — полноправного участника сюжета; личность, своею силой, яростью, благородством подчеркивающую и оттеняющую характеристику изображенного на портрете человека.
бой состоятельный человек мог заказать художнику свой портрет, но чтобы заказать конный портрет, одного состояния было мало: необходимо было еще и очень знатное происхождение.
Конные портреты королевских особ создавали Антонис Ван Дейк, Диего Веласкес и другие художники. Однако жанр конного портрета не был популярен в России XVIII века. И вот в 1743 году Георг Христофор Гроот пишет «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком». Елизавета Петровна сидит на лошади по-мужски, военный флот виднеется в заливе… И, наконец, готовый склониться перед нею арапчонок и великолепная, немыслимо дорогая, испанская лошадь.


8-Георг Христофор Гроот - Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком.jpg

Георг Христофор Гроот — Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком


Перед зрителем предстает не просто царствующая особа, а императрица могучего государства, самодержица. Следует учесть, что перед нами парадный портрет, призванный выполнять функцию своего рода агитационного плаката. На момент создания полотна Елизавета находилась на троне всего два года. В задачу художника входило максимально возвеличить императрицу, и жанр конного портрета подходил для этого как никакой другой.


Лошадь всегда была показателем богатства и силы ее владельца. Это животное — герой военных сражений и спортивных состязаний. Изображение лошади на холсте призвано рассказать зрителю о сословной принадлежности, роде занятий, даже успешности портретируемой особы, и порой могла служить атрибутом моды. Как верно любят цитировать в этом случае Гейне: «Век иной — иные кони…»
В эпоху романтизма грациозное свободолюбивое создание было популярно среди живописцев, и лошадь для них — часть дикой, свободной природы. Художники Европы XVIII-XIX веков дали множество запоминающихся изображений рысаков.

Английский живописец Джордж Стаббс (1724-1806) один из первых посвятил свое творчество животным и в первую очередь — скаковым лошадям, став, таким образом, основателем иппического (от греческого hippos — лошадь) жанра. В середине XVIII века в Англии начал бурно развиваться конный спорт и появились многочисленные заказы от коневладельцев на изображения своих любимцев. Пожалуй, ни один художник не потратил столько времени на тщательное изучение анатомии животного, как это сделал Стаббс. Он делал многочисленные подробные зарисовки, писал портреты чемпионов и кобыл с жеребятами.


9-Джордж Стаббс (1724−1806) - Портрет жеребца Уистлджекета.jpg


Джордж Стаббс — Портрет жеребца Уистлджекета


Самый известный — портрет жеребца Уистлджекета, который даже напал на Стаббса во время сеанса. Скакун изображен вставшим на дыбы, что символизирует с трудом усмиренную дикость, которую не может контролировать ни наездник, ни удила. Анималист хотел также передать чувство совершенного внушающего благоговение восхищения природой.

Особой популярностью лошади пользовались у художников романтиков XIX века. Всадник — всегда герой, поскольку он ведет войска к победе, а в случае гибели наездника — верный конь склонится над ним в прощальном поклоне.


10-Теодор Жерико (1791−1824) - Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку.jpg

Теодор Жерико — Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку


Французский живописец и график Теодор Жерико (1791-1824) также любил изображать коней максимально реалистично и точно, что подтверждают такие полотна как «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» и «Дерби в Эпсоме». Художник был страстным наездником, и эта слабость оказалась гибельной: Жерико умер в результате падения с лошади.


Неукротимая энергия животного покорила еще одного француза — Эжена Делакруа (1798-1864). Пребывая в Марокко с правительственной миссией, он сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, послужили ему неисчерпаемым источником вдохновения. В рысаках, Делакруа, прежде всего, ценил чувство свободы. В его иппологии читается революционный дух, который так настороженно приняли во французском истэблишменте. Не обошла стороной страсть к конному спорту и Эдгара Дега (1834-1917). При этом он рисовал не с натуры как его собратья по кисти, а сидя в мастерской вспоминая увиденное.


11-Эдгар Дега (1834−1917).jpg

Эдгар Дэга


Дега считал, что изображать нужно только то, что оставило самое яркое впечатление. Очевидно, именно поэтому его натура не скована неподвижностью. Живописец создал множество карандашных рисунков и эскизов, а также ряд крупных полотен на эту же тему.

В России XIX века стремление художников и скульпторов передать энергию движения этих прекрасных животных стало откликом на настроение эпохи, отражением тяги к свободе, к подвигу, к экзотике. Популярность этой темы сопровождалась характерными произведениями Николая Сверчкова (1817-1898) и Петра Клодта (1805-1867), связанных с темой лошади.
ичем мотивы с цокотом копыт были в равной мере аристократичными и демократичными. В это время в домах чиновников и дворян начинают формироваться целые портретные галереи, собираются жанровые произведения со сценами из жизни скакунов и их семейств, в которых сочетались идеализация и натурализм. Это отношение к животным ярко отразилось в проекте Клодта «Укротители коней». Первые две группы конных скульптур были установлены на Аничковом мосту (Санкт-Петербург) в 1841 году, последующие — в 1851 году. Все четыре конные группы выстроены в единую логическую последовательность, суть которой точно отражены в названии. Каждая скульптура — новый этап борьбы человека со стихией природы и победы над ней.

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначно. В славянской мифологии он был советчиком и спасителем человека, провидцем. Это был и конь-судьба, каждый шаг которого многое символизировал. Именно в русле этой традиции Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) и создает свою картину «Купание красного коня». Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с новгородскими иконами, яркими цветами которых был поражен. Собирательство и расчистка икон тогда, в 1912 году, переживали свой расцвет.


12-Кузьма Петров-Водкин (1878−1939) - Купание красного коня.jpg


Кузьма Петров-Водкин — Купание красного коня


Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконах «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным.

То ли дело современное искусство! Современный итальянский художник Маурицио Каттелан (родился в 1960 году) своеобразно трактует образ лошади. Он, как правило, использует чучела животного. Инсталляция «Баллада о Троцком» на Нью-Йоркских торгах Sotheby’s ушла с молотка аукциониста за 2 миллиона 140 тысяч долларов. В работе оплакивается смерть Троцкого и крушение его идеалов.


13-Маурицио Каттелан (род.ился в 1960) - Баллада о Троцком.jpg

Маурицио Каттелан — Баллада о Троцком


Чучело лошади, подвешенное в воздухе, якобы иллюстрирует неопределенность состояния, по выражению самого автора, «замороженную энергию». Сильное животное в совершенно беспомощном положении буквально застряло между двумя мирами! Возможно, по мнению художника, эта абсурдная композиция символизирует противоречие между предназначением и волей обстоятельств — намек на идеи Троцкого.

Сегодня тема лошадей остается актуальной: в наши дни за образом скакунов прочно закрепилась символика стремительного безвозвратного бега времени.


Лошадь как символический образ в искусстве

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

ИзображениеЛошадь в конюшне

..В первой половине XIX века со свойственными времени процессами демократизации общественной жизни по-прежнему писались парадные конные портреты, но их заказчиками могли быть теперь не только двор императора и приближенных к нему, но и широкий слой дворянства. Середина XIX века, связанная с последним десятилетием правления Николая I и «раскатом» второй волны романтизма в отечественном искусстве, дала неожиданный всплеск интереса к иппологии.

Изображение

Популярность этой темы сопровождалась появлением ранних, классических и характерных произведений Н.Е.Сверчкова связанных с темой лошади и формированием особой эстетики этого искусства. Культ лошади был в равной мере аристократичным и демократичным, усложненным в критериях оценок и в то же время доступным для понимания. В это время в домах чиновников и дворян начинают формироваться целые портретные галереи лошадей, собираются жанровые произведения со сценами из жизни лошадей. В этих произведениях — картинах, рисунках и гравюрах — сочетались идеализация и натурализм. Работы в это время заказывают, собирают, дарят, тиражируют.

Изображение

Замечательный русский художник-анималист (1817—1898) Н.Е.Сверчков первым показал лошадь не как символ, а как личность с индивидуальными чертами. Он как бы утверждал мысль: в результате длительного сосуществования с человеком конь обретает духовность, которая является отражением человека, им владеющего.

Изображение

Н.Е. Сверчков оставил портреты самых известных производителей орловской и ростопчинской верховых лошадей. Изумительное качество портретов Сверчкова, сохранивших для нас все изменения в экстерьере лошадей, происходившие вследствие изменения методов разведения, заставляют ценить их.
Художник скончался в 1898 г. в возрасте 81 года и был похоронен близкими родственниками на Казанском кладбище Царского села.
Иппологическое значение портретов Сверчкова так велико, что к ним почти через сто лет возращается Витт, так и озаглавивший одну из глав своего труда «Родословные и портреты некоторых из наиболее выдающихся шишкинских производителей». В музее коневодства собрано более 60 портретов наиболее известных производителей и маток орловской рысистой породы кисти Сверчкова.

Изображение

Чёрная лошадь

ики рисующие лошадей.

Источник: king-parrot.ru

Картина конь

В академической системе жанров XVIII-XIX веков анималистика, «патриарх всех жанров», находилась на последних ступенях иерархической лестницы. Анималистические композиции, понятные и обыденные по сюжету, не отвечали запросам высоких жанров, как историческая картина или портрет. Самобытная школа «зверописи» сложилась в России к середине XVIII века, анимализм займёт равноправное место среди других жанров в конце XIX – начале XX века.

Знаменитыми анималистами в русском искусстве стали Иоганн Фридрих Гроот (1717-1801), Пётр Карлович Клодт (1805-1867), Николай Егорович Сверчков (1817-1898), Рудольф Фёдорович Френц (1831-1918), Павел Осипович Ковалевский (1843-1903), Артемий Лаврентьевич Обер (1843-1917), Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946), Иван Семёнович Ефимов (1878-1959), Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969), Цаплин Дмитрий Филиппович (1890-1967), Дмитрий Владимирович Горлов (1899-1988), Евгений Иванович Чарушин (1901-1965), Алексей Георгиевич Сотников (1904-1989) и многие другие.

Лошади, великолепные создания природы, с глубокой древности привлекали внимание художников и скульпторов. В Академии художеств, ставшей высшей школой профессионального мастерства, идеальной формой выступали человек и лошадь, которые благодаря академической системе рисования и штудирования натуры изучались во всех особенностях.

Россия превосходила все другие страны по численности этих животных (в 1912 году их было более 35 миллионов) и по разнообразию пород, которых насчитывалось более пятидесяти. Сельское хозяйство, военные действия, охота не обходились без лошадей, возникали конные заводы, ипподромы. Роль, которую лошадь играла в жизни общества, объясняет её широкое изображение в разных жанрах живописи, и даже можно говорить о формировании некой «лошадиной культуры» того времени. Многие художники, даже не будучи анималистами, останавливали свой выбор на изображении лошадей, делая их колоритными персонажами в пейзажных, бытовых, историко-батальных картинах и портрете. Образ лошади часто становился смысловым центром композиции, внося особый колорит в повествование.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Ямская тройка на зимней дороге». 1860-1870-е гг.

Картина конь
Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «Улица». 1884 г.
Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина.

Картина конь
Сомов Константин Андреевич (1869-1939) «Вечерняя прогулка верхом». 1897 г.

На вторую половину XIX века приходится расцвет реалистического бытового жанра, когда впервые усилиями передвижников действительность предстала во всех своих обнажённых социальных противоречиях. Отдельной большой темой стали деревня и крестьянский труд. Художников, изображающих крестьянскую лошадь, можно назвать мастерами анималистической «новеллы». Образы лошадей, запряжённых в сани, телеги или стоящих у кормушки просты; животные не всегда ухожены и породисты, однако их фигуры всегда органично вписаны в пейзаж.

На рубеже XIX и XX веков эта тема получит поэтическую трактовку: художники будут воспевать прелесть старинных уголков России, и образ лошади в их картинах станет характеризовать уклад русской жизни. Эта тема предстанет и в русской классической литературе – у Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

Картина конь
Френц Рудольф Фёдорович (1831-1918) «Заезжий двор». 1868 г.
Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского, Украина.

Картина конь
Экгорст Василий Ефимович (1831-1901) «У переезда». 1885 г.
Художественный музей, Череповец, Вологодская обл.

Картина конь
Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) «Перед грозой». 1887 г.
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.

Картина конь
Лансере Евгений Александрович (1848-1886) «Мальчик с лошадьми»

На протяжении всего XIX века оставалась популярной охотничья тематика. Её мотивы можно видеть и в живописи, и в скульптуре.

Картина конь
Ворошилов Сергей Семёнович (1865-1911) «Начало охоты».
Тюменский областной музей изобразительных искусств.

Картина конь
Лансере Евгений Александрович (1848-1886) «Мальчик с лошадьми»

На протяжении всего XIX века оставалась популярной охотничья тематика. Её мотивы можно видеть и в живописи, и в скульптуре.

Картина конь
Ворошилов Сергей Семёнович (1865-1911) «Начало охоты».
Тюменский областной музей изобразительных искусств.

Картина конь
Лансере Евгений Александрович (1848-1886) «Арабский охотник с двумя соколами».

Встречаются лошади и в фарфоровой пластике. Искусным скульптором-анималистом и проницательным исследователем поведения животных был Константин Константинович Рауш фон Траубенберг (1871-1935). Он впервые использовал «исторический» подход в трактовке фарфоровых скульптур. В 1912 году скульптор изготовил для Императорского фарфорового завода настольное украшение («сюрту де табль») «Императрица Анна Иоанновна на охоте».

Рауш воскресил сцену безружейной, парфорсной охоты, которая была не просто чрезвычайно популярной в России, а стала национальной формой охоты. Он прекрасно передал монолитность всадницы и андалузского коня, исполняющего положение левады. Это фигура старинной высшей школы верховой езды, при которой лошадь отрывает от земли переднюю часть тела и несколько секунд стоит на сильно согнутых задних конечностях, причём её корпус образует с поверхностью земли угол около 30°. Анна Иоанновна не была настолько хорошей наездницей, чтобы выполнить на лошади положение левады. Однако на многих конных памятниках лошади изображены именно так, и Рауш фон Траубенберг использовал эту распространённую и легко узнаваемую позу, которая и с технологической точки зрения была удобной для исполнения в фарфоре.

Картина конь

В XIX в. в России широкое развитие получила батальная живопись, в которой важное место отводилось изображению лошади. Стремление к исторической точности является особенностью русской батальной школы, позволяющей считать батальную картину ценным документом истории военного искусства. Но любителей лошадей ждёт разочарование: верховая военная лошадь на полотнах, как правило, идеализирована, ведь не все художники-баталисты являлись анималистами. Они хорошо изображали лошадь, но допускали неточности в деталях, признаках породы.

Одним из старейших художников Академии был Богдан Павлович Виллевальде (1818-1903), получивший звание академика «за искусство и познание в живописи Баталической». Виллевальде был типичным академистом, придерживался строгих правил построения композиции и стремился к обязательной законченности картины.

Картина конь
Виллевальде Богдан Павлович (1818-1903) «Казаки в Бауцене. 1813 год». 1885 г.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Картина конь
Виллевальде Богдан Павлович (1818-1903) «Казаки в Бауцене. 1813 год». 1885 г.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Картина конь
Виллевальде Богдан Павлович (1818-1903) «Переправа через Березину. Бегство французов из России в 1812 году». 1891 г.
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачёва.

Лошадь выступает неотъемлемой частью в батальных картинах Виктора Викентьевича Мазуровского (1859-1944). Особенно интересны малофигурные сцены, где художник изображает лошадь крупным планом, органично вписывает её в сюжет военного действия не в качестве дополнительного атрибута, а важной составляющей части.

Картина конь
Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1944) «Кто кого (Эпизод из войны 1812 г.)».

Картина конь
Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1944) «Патруль гвардейских улан в Польше в 1830 году». 1892 г.
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Картина конь
Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1944) «Атака лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в сражении под Фридландом 2 июня 1807 года». 1912 г.
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), художник позднего поколения баталистов, всегда стремился к правдивому изображению реальных событий. В своих многочисленных панорамах и батальных станковых картинах он развивал лучшие традиции реалистической живописи. Лошадь у него не кажется аксессуаром традиционных батальных сцен официального искусства, а является живым участником и героем напряжённых баталий.

Картина конь
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Живой мост». 1897 г.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Картина конь
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Кубанский казак на белой лошади». 1899 г.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Картина конь
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Кто кого?». 1905 г.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.

Как правило, на парадных портретах и памятниках образ лошади идеализирован. Лошадь в искусстве всегда была объектом восхищения благодаря её эстетическим качествам, художники и скульпторы подчёркивали стройность и крепость тела животного, его величавую красоту.

Картина конь
Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1944) «Патруль гвардейских улан в Польше в 1830 году». 1892 г.
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Картина конь
Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1944) «Атака лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в сражении под Фридландом 2 июня 1807 года». 1912 г.
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), художник позднего поколения баталистов, всегда стремился к правдивому изображению реальных событий. В своих многочисленных панорамах и батальных станковых картинах он развивал лучшие традиции реалистической живописи. Лошадь у него не кажется аксессуаром традиционных батальных сцен официального искусства, а является живым участником и героем напряжённых баталий.

Картина конь
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Живой мост». 1897 г.
Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Картина конь
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Кубанский казак на белой лошади». 1899 г.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Картина конь
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) «Кто кого?». 1905 г.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.

Как правило, на парадных портретах и памятниках образ лошади идеализирован. Лошадь в искусстве всегда была объектом восхищения благодаря её эстетическим качествам, художники и скульпторы подчёркивали стройность и крепость тела животного, его величавую красоту.

Картина конь
Гроот Георг Христоф (1716-1749) Портрет великого князя Петра Федоровича на коне. 1740-е гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Тимм Василий Фёдорович (1820-1895) Портрет императора Николая I на коне. 1840 г.
Архангельский областной музей изобразительных искусств

В многочисленных непарадных портретах порою кажется, что художники с большим интересом рисуют лошадь, а не человека.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Николай I в санях». 1895 г.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Лейб-гусар на коне (Портрет К.А. Дружинина)»
Вологодская областная картинная галерея.

В обширной галерее лошадиных образов следует выделить их портреты, в том числе, сделанные на заказ «коннозаводские портреты». Такие произведения стали особо популярными с развитием конных заводов и ипподромных испытаний, когда интерьеры кабинетов и залов украшались портретами знаменитых бегунов. Запечатлённые облики лошадей представляли своего рода генеалогию породы: орловской, арабской, ахалтекинской или другой. Они давали возможность хозяину лошади составить точную родословную своего любимца.

Знаменитые орловские рысаки были предпочитаемой моделью в портретах Петра Николаевича Грузинского (1837-1892) и Николая Семёновича Самокиша (1860-1944). На картинах художников жеребцы представлены во всей красе их внешних достоинств.

Картина конь
Ворошилов Сергей Семёнович (1865-1911) «Орловский рысак Крепыш».

Картина конь
Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «Кронпринц». 1912 г.
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.Е. Тимирязева.

Одна из самых совершенных серий анималистических портретов принадлежит кисти известного художника-анималиста второй половины XIX века Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898), создавшего целую галерею изображений породистых лошадей. Владелец конного завода в Тульской области Я.И. Бутович вспоминал: «Ни один художник не действовал на мою душу и психику своими лошадиными образами и типами так полно и так благотворно, как Сверчков. Я так сроднился и так полюбил его творчество, так проникся с ним, и это произошло конечно потому, что Сверчков был страстным поклонником орловского рысака». Во многих портретах лошади у Сверчкова именно рысистой породы. Художник виртуозно воссоздаёт на своих полотнах характерный типаж рысака: лебединая шея, стройное туловище на высоких ногах, длинный хвост, умение держать себя с особым достоинством, свойственным высокопородным животным.

Картина конь
Тимм Василий Фёдорович (1820-1895) Портрет императора Николая I на коне. 1840 г.
Архангельский областной музей изобразительных искусств

В многочисленных непарадных портретах порою кажется, что художники с большим интересом рисуют лошадь, а не человека.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Николай I в санях». 1895 г.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Лейб-гусар на коне (Портрет К.А. Дружинина)»
Вологодская областная картинная галерея.

В обширной галерее лошадиных образов следует выделить их портреты, в том числе, сделанные на заказ «коннозаводские портреты». Такие произведения стали особо популярными с развитием конных заводов и ипподромных испытаний, когда интерьеры кабинетов и залов украшались портретами знаменитых бегунов. Запечатлённые облики лошадей представляли своего рода генеалогию породы: орловской, арабской, ахалтекинской или другой. Они давали возможность хозяину лошади составить точную родословную своего любимца.

Знаменитые орловские рысаки были предпочитаемой моделью в портретах Петра Николаевича Грузинского (1837-1892) и Николая Семёновича Самокиша (1860-1944). На картинах художников жеребцы представлены во всей красе их внешних достоинств.

Картина конь
Ворошилов Сергей Семёнович (1865-1911) «Орловский рысак Крепыш».

Картина конь
Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «Кронпринц». 1912 г.
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.Е. Тимирязева.

Одна из самых совершенных серий анималистических портретов принадлежит кисти известного художника-анималиста второй половины XIX века Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898), создавшего целую галерею изображений породистых лошадей. Владелец конного завода в Тульской области Я.И. Бутович вспоминал: «Ни один художник не действовал на мою душу и психику своими лошадиными образами и типами так полно и так благотворно, как Сверчков. Я так сроднился и так полюбил его творчество, так проникся с ним, и это произошло конечно потому, что Сверчков был страстным поклонником орловского рысака». Во многих портретах лошади у Сверчкова именно рысистой породы. Художник виртуозно воссоздаёт на своих полотнах характерный типаж рысака: лебединая шея, стройное туловище на высоких ногах, длинный хвост, умение держать себя с особым достоинством, свойственным высокопородным животным.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Офицер. Орлово-ростопчинская порода».
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.Е. Тимирязева.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Орлов-Чесменский в санках на Барсе. Орловские рысаки». 1871 г.
Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.Е. Тимирязева.

Традиционная схема конного портрета – изображение стоящего животного в профиль. Обязательна точная фиксация всех особенностей породы и признаков индивидуальности (манера стоять, смотреть, определённое положение хвоста, ушей и т.д.). Достоинством такого портрета считалось умение уловить характер модели, что также характеризовало качества породы.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Рысак».
Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Свердловская обл.

Изображение лошади в русской живописи явилось значительным явлением. Любовь к лошади была обусловлена той ролью, которую она выполняла в русском обществе. Эти одни из красивейших природных созданий предстали в работах мастеров во всей характерности своего облика и назначения.

Картина конь Картина конь Картина конь
«Конный портрет царя Михаила Фёдоровича». «Конный портрет царя Алексея Михайловича». Вторая половина 1670-х — первая половина 1680-х (?).
Государственный исторический музей, Москва. Оба портрета куплены «на торгу» в 1895 г.

Картина конь
Орловский Александр Осипович (1777-1832) «Ночной бивуак казаков». Конец 1800-х – начало 1810-х гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) «Всадница (Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц гр. Ю.П. Самойловой)». 1832 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) «Всадница (Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц гр. Ю.П. Самойловой)». 1832 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) «Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар». 1849 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Конный портрет». 1854 г.
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «Конный портрет». 1854 г.
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.

Картина конь
Клодт Пётр Карлович (1805-1867) «Покрытый попоной конь, вставший на дыбы». 1850-е гг. Этюд для скульптуры Аничкова моста в С.-Петербурге.
Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

Картина конь
Грузинский Пётр Николаевич (1837-1892) «Почтальон». 1861 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина конь
Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) «Бечевая тяга на реке Ижоре». 1868 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.

Картина конь
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». 1874 г.
Государственная Русский музей.

Картина конь
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». 1874 г.
Государственная Русский музей.

Картина конь
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри (Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)». 1881-1898 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) «Тройка в степи». 1882 г.
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.

Картина конь
Грузинский Пётр Николаевич (1837-1892) «Масленица». 1889 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Картина конь
Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «На постой». Конец XIX века.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Картина конь
Сверчков Николай Егорович (1817-1898) «У кабака зимой». 1891 г.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Картина конь
Ковалевский Павел Осипович (1843-1903) «Генерал Иосиф Гурко на Балканах». 1891 г.

Картина конь
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) «Волга Всеславьевич». 1895 г.

Картина конь
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) «Крутой спуск». 1903 г.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Картина конь
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) «Волга Всеславьевич». 1895 г.

Картина конь
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) «Крутой спуск». 1903 г.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Картина конь
Серов Валентин Александрович (1865-1911) Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона. 1903 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.

Картина конь
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) «Кони Св.Марка. Венеция». 1907 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Маковский Александр Владимирович (1869-1924) «Император Николай II в форме Его Императорского Величества лейб-гвардии Гусарского полка». 1907 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.

Картина конь
Трубецкой Павел Петрович (1866-1938) «Александр III». 1907 г.
Государственная Русский музей.

Картина конь
Васильковский Сергей Иванович (1854-1917) «Конный торг на Волыни». Ок. 1910 г.

Картина конь
Герасимов Александр Михайлович (1881-1963) «Обоз порожняком». 1913 г.
Государственная Русский музей.

Картина конь
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) «Прогулка верхом (Автопортрет с женой)». 1915 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Маковский Александр Владимирович (1869-1924) «Выезд на охоту». 1915 г.

Картина конь
Маковский Александр Владимирович (1869-1924) «Император Николай II в форме Его Императорского Величества лейб-гвардии Гусарского полка». 1907 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.

Картина конь
Трубецкой Павел Петрович (1866-1938) «Александр III». 1907 г.
Государственная Русский музей.

Картина конь
Васильковский Сергей Иванович (1854-1917) «Конный торг на Волыни». Ок. 1910 г.

Картина конь
Герасимов Александр Михайлович (1881-1963) «Обоз порожняком». 1913 г.
Государственная Русский музей.

Картина конь
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) «Прогулка верхом (Автопортрет с женой)». 1915 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина конь
Маковский Александр Владимирович (1869-1924) «Выезд на охоту». 1915 г.

Картина конь
Туржанский Леонард Викторович (1875-1945) «Жеребёнок». 1917 г.
Днепропетровский художественный музей, Украина.

Картина конь
Самокиш Николай Семёнович (1860-1944) «Тройка». 1917 г.
Национальный художественный музей Украины, Киев.

Иллюстрации

Источник: the-morning-spb.livejournal.com


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.