Буддийские узоры

Буддийские узоры

Трайбл.
Дословный перевод означает : родовой, племенной. Обычно мы полагаем, что трайбл — эточто-то несерьезное, просто забавный узор. Так вот обратимся к традиционной Полинезийской культуре – первоисточнику многих замыслов в области тату. Самоанцы говорят: «Тату — это связка Ваших умственных способностей с Вашим пупком» Естественно, это нельзя выразить дословно. Если быть более точным, когда вы делаете тату, вы начинаете жить согласно эскизам, сделанным на вашей коже. Ваша жизнь (пуповичная связка) ваши слова (манера говорить) и ваше мышление (умственные способности) будут способствовать желаниям и мыслям, начертанным на вашей плоти. Во многих культурах Тихого океана – тату тесто связана с персоной МАNA, их жизненной силой, энергией, душой и магией. Люди, делая тату укрепляют свою и своих родственников MANU со своими прародителями одновременно подвергаясь суровым испытаниям огнем и водой. Трайблы устанавливают их личной магией. Магия обязывает их жить согласно сделанным тату, иначе они потеряет свою Many.
конченная тату делает их мышление полным и если тату незаконченная, то человек татуируется дальше повышая свое могущество путем вкалывания красок. С тех пор татуировка стала символом силы и могущества. С особой тщательностью тату делались на веках. Считалось, что таким образом тату управляет магией напрямую через веки в душу. Поэтому знающий усиливал свою силу и красоту путем тату. В легендах Тайти, Тоху — бог татуировок сначала разукрасил рыбу яркими красками, сделав на ней красивые узоры. Два других бога, Матамата Араху и Турай увидев рыбу, разукрасили свою кожу узорами, как на рыбе и тем самым соблазнили Хину — богиню луны. Легенда говорит, что Хина в самом деле была не в состоянии сопротивляться татуированным богам и в итоге это послужило началу человеческой расы. Сегодня, как и много лет назад, татуировщики охраняются богом Тоху и поленезийские мастера тату часто перед тем, как приступить к своей священной работе молятся ему. Мастера в Гавайской культуре — признанные знатоки тату, жрецы особого искусства тату — Кахуна. В далеком прошлом, да и часто сейчас Кахуна КА Какау (жрец тату) набивает рисунки на кожу с помощью ряда костей птиц или зубов рыбы, которые прикреплены на деревянную палочку, кость или кораллы. Краску они делают из сажи от ожигаемого ореха Кукуй. Каждая часть их инструмента сделана из натуральных природных элементов и поэтому окутана силой земли, воздуха и воды, которая передается человеку посредством татуирования. Символические узоры состоят из линии, точек и штриховки, а также изображения аспектов их ежедневной жизни – пищи, животных, звезд, каноэ, воинов. Множество эскизов соединены многочисленным количеством символов и реально выглядят как биография и так: — кто понимает, тот прочтет, что видит. Поэтому если вы не полинейзийского происхождения, то относитесь с осторожностью к идее сделать себе тату «Тату Тапу», т.е. эскиз принадлежащий роду.


Источник: vk.com

Определение и выполняемые функции

Слово орнамент на латыни значит «украшение, узор». Главной его характерной особенностью является то, что он несамостоятелен, то есть, не может существовать отдельно от украшаемого им предмета.

Но украшение – не единственная функция этого изображения. Оно служит также для защиты, в качестве оберега и для передачи определённой информации, которая раскрывает свойства предметов или явлений, качества человека.

Не каждому узору суждено стать орнаментом. Чтобы узор подходил под это определение, нужно, чтобы паттерны в нём чередовались или повторялись в определённом порядке.

орнамент

Творческие источники

Откуда берутся идеи для этого вида творчества? Обычно их черпают в народной вере, природном окружении многих поколений, их жизненном укладе.

Все узоры подразделяются на:

  • космогонические (природные),
  • зооморфные (анималистические),
  • геометрические,
  • растительные,
  • культовые.

Разнообразие составляющих элементов

Самые популярные мотивы подсказывает сама природа. Это дождь, гроза, вода, ветер, солнце, луна, звёзды, огонь, радуга, горы а также мифические животные, возведённые в ранг божеств. 

восточный рисунок

Животные могут изображаться в них не целиком. За основу часто берётся какая-то часть их тела. Самый популярный – «рогатый» узор, где повторяется изображение рога.

Древнейшими мотивами являются разнообразные геометрические фигуры:

  • прямые, 
  • зигзагообразные линии, 
  • спирали и завитки, 
  • разные виды крестов, 
  • круги и окружности, 
  • ромбовидные паттерны.

Они символически передают природные явления, связанные с плодородием. Например, круглые формы олицетворяют небесные светила, зигзагообразные и волнистые – воздушную среду, отображающую влияние ветра, туч и облаков на получение хорошего урожая.

Растительные узоры включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов, плодов, деревьев. Особое сакральное значение для любого буддиста имеет изображение цветка лотоса. Он обычно образует трон божеств на буддийских иконах, на котором они восседают или стоят. 

Так как зелёный мир черпает силы в природе, то и флористические мотивы обычно олицетворяют материнство, жизненную силу, мощную энергетику.


Народы, исповедовавшие буддизм, всегда старались жить в гармонии с природой. Она вдохновляла их на создание уникальных и своеобразных рисунков. Бурятские узоры сходны с мотивами древних и современных южносибирских и среднеазиатских кочевников и полукочевников.

Элементы в культовых изображениях

Говоря о буддийской орнаментике, нельзя не упомянуть 8 благоприятных символов, которые можно встретить повсеместно как в храмах, так и на алтарных столиках в жилищах верующих. Это

  • зонт белого цвета,
  • две золотые рыбки,
  • сосуд с сокровищами,
  • лотос,
  • раковина с поворотом вправо,
  • бесконечный узел,
  • знамя победы,
  • золотое колесо.

зонт, золотые рыбки, свастика, раковина, колесо, лотос

В разных буддийских культурах эти предметы трактуются по-разному: в Китае связываются с внутренними органами Будды, в Тибете с частями его тела. Также каждый из этих предметов имеет ещё множество самостоятельных значений.

Описание некоторых изображений

Все монголоязычные народы, включая бурятов, отдают предпочтение геометрическим формам. Среди них самыми распространёнными узорами являются: 

  • молоточный (алхан хээ, меандр),
  • плетёнка (улзы),
  • свастика (хас).

Молоточный мотив имеет множество разновидностей: древнегреческая классика, варианты попроще и посложнее её. В меандре заключена идея беспрерывного движения:

символ вечного движения

Скотоводы также выразили свое уважение к ремесленникам и любовь к самому ремеслу, использовав название древнего инструмента – молотка в обозначении этого орнамента. 

Общеизвестным фактом является то, что кочевые племена прославились, как большие умельцы в изготовлении ювелирных украшений и конской упряжи.

Сфера применения меандра широка. Им украшают как твёрдые предметы, так и мягкие. Это:

  • части юрты, выполненные из дерева,
  • мебель,
  • изделия из войлока,
  • вышивки,
  • одежда,
  • предметы посуды,
  • сбруя,
  • музыкальные инструменты.

алхан хээ на юрте

Если раньше молоточный орнамент встречался только на дорогих сердцу вещах, то в век трудящихся его можно увидеть повсюду.

Свастика – символизирует:

  • путь солнца вокруг нашей планеты, 
  • четыре времени года, 
  • жизнь,
  • свет,
  • изобилие, 
  • щедрость. 

Два слова на санскрите, от которых и произошла «свастика», вместе означают «благосостояние». 

В изображении сделан акцент на зимнее и летнее солнцестояние и на четыре стороны света. Свастика может показывать движение как по, так и против часовой стрелки. Соответственно, это символизирует мужскую и женскую энергию, а также добро и зло.

тибетский храм

Правосторонняя свастика господствует над материальным и управляет энергией на физическом уровне, чтобы не дать проявиться низшим силам.

Левосторонняя свастика даёт свободу и физическим силам и инстинктам, что мешает воздействию высших сил. Она олицетворяет чёрную магию и отрицательную энергию.

Этот символ можно увидеть во всех местах, связанных с буддизмом: на статуях, скалах, в храмах, на ступах, в пещерах.

Улзы – это изображение в виде плетения, которое является символом благоденствия и долгожительства. Знак может быть обрамлён цветочными мотивами. Помещается он на предмет из любого материала, может быть сплетён из бисера. В буддизме означает бесконечное перерождение, что перекликается со значением меандра.

плетенка

Татуировка в буддизме


Многие буддийские изображения эффектно смотрятся на теле в виде татуировок. Отношение самих буддистов к этому неоднозначное. 

Некоторые буддийские ветви относятся к набиванию рисунков нейтрально, другие – резко отрицательно, особенно, когда сакральные узоры помещаются людьми, не придерживающимися буддистской веры, на ноги.

Тем не менее в юго-восточных странах существует практика Сак Янт – нанесение сакральных изображений на тело. 

Специально подготовленный буддийский мастер наносит нужный рисунок при помощи бамбуковых палочек и либо масла (если клиент хочет, чтобы его никто не видел), либо туши. При этом он читает молитвы, а по окончании – становится духовным учителем заказчика. Изображение выполняет роль оберега.

татуировка в Тайланде

Среди популярных татуировок есть изображение уналоме. Оно символизирует просветление. Извилистые линии олицетворяют превратности судьбы, а прямая – победу над слабостями и желаниями и духовную чистоту.

Источник: tvercult.ru

Символизм буддизма и изображения Будды


Символизм буддизма и изображения Будды

Сиддхартха Гаутама выступал против того, чтобы последователи и почитатели ему поклонялись. Поэтому как его собственные образы, так и образы его учений не относятся к периоду его жизни. Однако Гаутама метафорично излагал свои мысли в проповедях и использовал определенные образы, например, когда беседовал с учениками на тему поворота колеса Дхармы.

Об основных символах буддизма и их значении стало известно уже после смерти Гаутамы. По большей части, это были образы, отражающие его философию жизни. Самые ранние священные знаки буддизма – ступа и колесо Дхармы.

По мере того, как религия распространялась и делилась на разные учения, символов буддизма становилось все больше. Эта религия понемногу заимствовала элементы культур, с которыми она соприкасалась.

Намного позже появился символ «Глаза Будды», который сейчас часто можно встретить в Непале. Просветленный смотрит во все четыре стороны, что означает его всевидящий ум.

8 благих символов буддизма

8 благих символов буддизма


Одна тибетская легенда гласит, что когда Будда достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли 8 благоприятных символов. Сегодня эти благие символы буддизма распространены как в Тибете, так и в странах, куда это учение пришло с севера. Истоки их уходят в древние времена, и, помимо буддизма, они также присутствуют в индуизме и джайнизме. Кроме того, их можно увидеть на стенах буддийских храмов и, конечно, в домах приверженцев учения Гаутамы.

Термином «аштамангала» (по-тибетски «Наши Тагъе») называют 8 нарисованных вместе знаков. Их изображают на стенах и дверях домов, в монастырях и храмах. Некоторые основные символы буддизма объединены в группы, но иногда встречаются и по отдельности. В первую категорию входят 8 знаков удачи. Приведем эти символы буддизма и их значение с картинками. Некоторые символы – священные знаки буддизма – трактуют по-разному.

1. Золотые рыбы (матсья).

Золотые рыбы (матсья)

Этот символ буддизма означает приход в Нирвану и преодоление Океана Сансары. В буддийских сурах приход в Нирвану означает то же самое, что и достижение Того Берега. Как это понимать? Для ответа на данный вопрос нужно уточнить значение противоположного понятия «Этот Берег». В буддизме это Мир Страстей, состоящий из 6 путей. Наше подсознание тесно связано с Миром Форм и напрямую относится к перерождению (Океану Сансары). Люди, плывущие по этому «океану», все время попадают в Мир Страстей. Так и происходит перерождение.


Где находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Человеку, имеющему мирские желания, очень сложно попасть туда. Мирские желания подобны волнам, которые мешают плыть. Если же человек победил их, то с легкостью преодолевает океан. Из этой философии родилось еще одно значение символа «Золотые рыбки», которые начали олицетворять победу над мирскими желаниями. Рыбы не боятся океана и плывут в любом направлении. А золотой цвет символизирует заслуги, обретенные благодаря духовной практике.

У вас возникнет вопрос: почему рыбок две, а не одна? Надо полагать, это подсказка, означающая, что в ходе духовной практики нужно не только учиться жить добродетельно, но и становиться мудрее.

Есть и иные интерпретации (символ буддизма «Рыба» имеет несколько значений). По мнению историков, «Золотые рыбы» олицетворяют собой две реки Индии: священный Ганг и его самый протяженный и полноводный приток – Ямуну. Так объясняли этот знак до появления буддизма. В то время эти реки символизировали левый и правый канал в эфирном теле человека. При этом в древних текстах двух «золотых рыбок» образно сравнивали с глазами Спасителя.

2. Лотос (падме).

Лотос (падме)

Главный символ буддизма в Индии. Олицетворяет полное очищение тела, речи, сознания. Белый цвет – символ чистоты в буддизме, стебель – буддийские практики, возвышающие разум над земной жизнью.

Конечно же, среди знаков аштамангалы обязательно присутствует лотос. Индийский, или священный лотос, – очень популярное растение с округлыми листьями. Его заросли часто можно увидеть в водоемах Юго-Восточной Азии. В индийских храмах и странах Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения разных божеств, восседающих на огромном лотосе. Так, лепестками этого цветка часто окружен сидящий принц Гаутама – основоположник буддийского учения.

Здесь лотос – символ (буддизм) творческой силы, точка ее зарождения. Буддийский рай нередко изображают как место, где люди восседают на цветах лотоса. Согласно одному из мифов, лотос образуется из тела бога Вишну, и его лепестки дают начало горам, рекам и долинам. В индийской мифологии бога Браму нередко изображали сидящим на лотосе. На этом цветке индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан.

В Японии изображение лотоса часто используют в ювелирном искусстве. Хрустальный лотос, согласно учению фэн-шуй, приносит удачу и любовь. Его прозрачные лепестки пропускают через себя всю негативную энергию ша, превращая ее в ци и равномерно распределяя по комнате. Этот цветок – символ буддизма, а потому амулет с его изображением часто хранят в домах, считая, что он приносит здоровье всем членам семьи.

3. Благой зонт (чхатра).

Благой зонт (чхатра)

Считается, что этот символ веры буддизма защищает от помрачений сознания и страданий. Является знаком благих поступков, которые совершаются с целью защиты всего живого от болезней и неудач, а также ограждения трех низших и трех высших миров от печалей. Здесь можно провести аналогию с обычным зонтом, который защищает от дождя и зноя. А драгоценный зонт защищает от неудач и бед сансары.

Традиционно зонт символизирует благородное происхождение и защиту, богатство и королевскую власть. Его тень оберегает от палящих солнечных лучей, а прохлада олицетворяет защиту от мучительного жара страданий, желаний, неудач, болезней и пагубных сил.

Кроме того, зонт означает благородное происхождение и исключительное богатство, а также указывает на положение в обществе. Чем больше зонтов несет окружение, тем выше статус. По традиции 13 зонтов соответствовали королевскому статусу, а раннее буддийское учение в Индии заимствовало эту цифру как символ верховного положения Будды, которого считали «вселенским монархом» или Чакравартина. 13 колес в форме зонтов объединены в конические шпили ступ, символизирующие основные события в жизни Будды, и включают в себя его реликвии.

Зонт над головой – знак славы и уважения, и именно поэтому он стал одним из основных символов в раннем буддизме. Однажды драгоценный белый зонт Будде подарил повелитель богов Махадева, в качестве украшения на голову. Считалось, что такой зонт защищал от недугов, воздействия темных сил, страданий, глупости, гнева, гордости и зависти в этой и в последующих жизнях.

Другая версия гласит, что король Нагов подарил Просветленному зонт, инкрустированный драгоценностями с колокольчиками по краям. Зонт был изготовлен из золота, рукоятка – из сапфира, а камни по краям выделяли нектар.

На изображениях нередко можно увидеть крупный белый зонт над головой Просветленного. Позднее он преобразовался в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый зонт» является одной из самых сложных йидамов Ваджраяны с тысячей рук, ног, голов, с «тысячей миллионов глаз».

Ее двурукую форму часто изображают как держащую белый зонт над сидящим Буддой. Традиционно зонт в буддийском учении включает в себя длинную белую или красную сандаловую рукоятку или ось, украшенную сверху маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его остов в форме купола покрыт шелком белого или желтого цвета, а складки шелковой бахромы вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками прикреплены по краям. Среди украшений для зонта также можно увидеть павлиньи перья, ожерелья из драгоценных камней и подвески из хвостов яка.

Диаметр церемониального шелкового зонта, как правило, чуть менее 1,5 м. За счет этого нести его можно на расстоянии как минимум метра над головой. Нередко можно встретить изделия квадратной и восьмиугольной формы. Большие зонты красного или желтого цвета часто подвешивают над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах.

Зонт из шелка белого или желтого цвета означает духовное владычество. При этом изделие из павлиньих перьев – символ мирской власти. Купол зонта – знак мудрости, а его свисающие по краям оборки из шелка – разные проявления сострадания. Белый зонт, подаренный Будде, в большей мере означает его защиту всего живого от страхов и заблуждений.

4. Драгоценная ваза (бумпа).

Драгоценная ваза (бумпа)

Символизирует неисчерпаемое богатство, доступное в буддизме, процветание, долгую жизнь и все мирские блага.

Легенда гласит, что бог Шадана подарил Просветленному вазу как шейное украшение. Как и другие священные символы буддизма, этот предмет – знак достатка и богатства по всех сферах жизни.

Помимо всего прочего, драгоценная ваза является неиссякаемым источником изобилия, помогает исполнять желания и достигать поставленных целей. Эти силы помогают и в реализации духовного намерения покинуть бесконечный цикл перерождений и прийти в Нирвану.

Драгоценную вазу часто используют в буддийских ритуалах. Этот сосуд считают неиссякаемым, поскольку дары в нем никогда не заканчиваются. Что в нем находится? Есть несколько предположений на этот счет. Согласно одному из них, в вазе – сладкий нектар, отведав который, каждый может обрести бессмертие. Другая версия гласит, что сосуд содержит в себе нескончаемый источник драгоценностей.

Надо понимать, что драгоценности в понимании буддистов – это, в первую очередь, божественное просветление и мудрость. А напиток бессмертия, по их мнению – ясное и непрерывное сознание, благодаря которому можно познать легкость бытия и взять этот опыт с собой в последующую жизнь после реинкарнации. Следовательно, каждый буддист должен не только совершать благие дела, но и укреплять терпение и стойко переносить возвращающуюся негативную карму за прошлые грехи.

Согласно некоторым толкованиям, горлышко сосуда запечатано корнями дерева желаний. Такую вазу, наполненную драгоценностями и запечатанную корнями, размещали (или закапывали) в священных землях, местах поклонения, водоемах и тропах в горах. При этом, размещенная на горных тропах, она умиротворяла духов, которые там присутствовали.

5. Раковина (шанкха).

Раковина (шанкха)

Как и прочие буддийские знаки, у нее есть своя интерпретация. Белая раковина со спиралью, закрученной вправо, символизирует просветление Будды. Кроме того, это благая весть всему живому о возможности достичь просветления.

В древние времена раковина представляла собой музыкальный духовой инструмент. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она символизировала звук, который распространялся повсеместно. Так же и буддийское учение передается по всем направлениям с призывом всему живому проснуться от сна неведения.

В природе, как правило, встречаются раковины с закрученной влево спиралью. Раковины, спираль которых закручена вправо, – явление редкое. Именно их люди воспринимали как священные знаки. По направлению их спирали связывали движение небесных светил: звезд, планет, включая солнце и луну.

6. Бесконечный узел (шриватса).

Бесконечный узел (шриватса)

Иначе этот символ буддизма называют тибетским узлом. Символ узла изображен как бесконечная переплетенная лента, изогнутая под прямыми углами. Сегодня можно встретить китайские сувениры с очень искусно переплетенными шнурами, похожими на «бесконечный узел».

Считается, что прототип узла – древний знак в виде клубка с переплетенными змеями, ассоциирующимися с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам тела человека. В традиционных индийской, китайской, тибетской и монгольской культурах у «бесконечного узла» своя трактовка, в соответствии с которой это символ бесконечности. Буддизм рассматривает узел как бесконечный жизненный круговорот и сложную связь противоположных начал, а также мудрость Будды, неотделимую от его сострадания. Существуют и другие интерпретации, связанные с течением жизни и сложными духовными исканиями.

7. Колесо дхармы (Дхармачакра).

Колесо дхармы (Дхармачакра)

После достижения Будды просветления, Брахма передал ему колесо дхармы и попросил обучать других этой религии. На флаге Индии изображено колесо. Такие же колеса, с 6–8 спицами есть в старинных индийских храмах. Как символ буддизма Колесо Сансары означает непрерывный круговорот: рождения и смерти, в котором душа ищет пути обретения свободы.

Слово «дхарма» произошло от санскритского dhar («поддерживать»). В широком понимании означает религию, помогающую действовать правильно, по нормам морали.

Колесо состоит из трех частей: ступицы, обода, спиц. Эти буддийские знаки символизируют ключевые положения этой веры. Ступица – символ веры буддизма, означающий моральную дисциплину и стабилизирующий состояние ума. Обод – концентрация, за счет которой движется колесо. А 8 спиц означают мудрость и благой восьмеричный путь Будды.

Человек, желающий достичь такого состояния, должен научиться мыслить иначе, изменить свои цели, поведение и жить по-другому. Когда он сможет концентрироваться, изменит свое мышление и научится правильно излагать мысли, то освободится и избавится от кармы – груза неправильных поступков, совершенных его предками.

В индийской иконографии в форме круга, напоминающего колесо, изображают и бхавачакра. Этот знак связан и с дхармачакрой – все тем же непрерывным колесом жизни. Сувенир в виде такого колеса говорит о намерении улучшить жизнь, наполнить ее светом и духовностью. Это пожелание избавиться от негативных мыслей и стать свободнее духовно.

8. Знамя победы (дхвая).

Знамя победы (дхвая)

Символизирует победу буддийского учения над смертью, невежеством, дисбалансом и всем негативом земной жизни. На крышах монастырей в Тибете часто устанавливают флаги всех размеров и модификаций. Также такой стяг находится на вершине горы Меру (Сумеру).

Победный флаг Просветленному преподнес бог Кришна в качестве телесного украшения в форме цилиндрической многоярусной фигуры.

Флаг означает победу над врагами и преградами, над демонами, марой и приверженцами ложного мировоззрения.

Дхвая (дхваджа) – это санскритское слово, означающее эмблему, знамя. Изначально являлось боевым флагом в древнеиндийском воинском искусстве. Он служил украшением задней части колесницы великого война. Устанавливали его позади королевского зонта.

Каждый флаг был украшен определенной эмблемой короля или воина. На колеснице Кришны, к примеру, присутствовал флаг с гарудой, а Арджуны – флаг с обезьяной. Но чаще всего дхваджа выступала в качестве эмблемы Шивы, великого бога смерти и разрушения, на стяге которого был изображен трезубец. Данный трезубец был символом победы Шивы над тремя мирами или «тремя городами» на земле, под землей и на небе.

В воинском искусстве Индии армейский стяг нередко принимал страшные формы, чтобы пугать противника. Он мог быть изображен в виде, к примеру, головы, насаженной на кол, или содранной с противника или жертвы кожи. Нередко использовались головы и шкуры диких и опасных зверей, таких, как тигр, волк, бык, крокодил. Кроме того, на стяг помещали крупные изображения других страшных животных или насекомых: гаруды, ворона, змеи, скорпиона.

Остов дхваи выполнен из драгоценных камней. На верхушке красуются месяц и солнце, а свисающий тройной флаг – из трех видов шелка разного цвета. Украшают его «три победоносных гармоничных существа».

В соответствии с тибетской традицией, 11 вариантов флага соответствуют 11 определенным способам преодоления завес. Множество вариаций знамени можно увидеть на крышах монастырей и храмов: четыре флага, как правило, расположены в углах крыши и означают победу Просветленного над четырьмя марами.

Самый традиционный вид флага – это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верхушка знамени – повторение формы маленького белого зонта, а сверху расположена драгоценность исполнения желаний. Это знамя в виде купола щедро окантовано золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых волнами свисает желтый или белый шелковый шарф.

Основание флага в форме цилиндра задрапировано несколькими вертикальными слоями шелковых складок разных цветов и подвесками из драгоценных камней. Кроме того, нижнюю часть украшает волнистый шелковый фартук с развевающимися лентами. Верхнюю нередко декорирует обод из тигровой шкуры, что символизирует победу Будды над злом и агрессией.

У многих буддийских фигур в руках расположено знамя победы, означающее силу и богатство. Среди таких фигур – к примеру, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.

Фигура Будды

Кроме того, в буддийской религии присутствуют 8 драгоценных элементов, которые приносят удачу. Как правило, их соотносят с элементами Благородного Восьмеричного Пути:

  1. Зеркало, преподнесенное Будде богиней формы, для удачного преодоления преград и получения удовольствия от учений Дхармы. Это символ правильного размышления, раскрывающего главный смысл, подобно зеркалу, которое отражает различные формы.

  2. Гхиванг – медицинский камень, также подаренный Просветленному. Это желудочный камень волшебного слона, имеющий большую целительную силу и призванный облегчить страдания всего живого. Является символом хорошей памяти, защиты ума и устранения страстей, злости и невежества.

  3. Простокваша, которую Просветленному преподнесла деревенская девушка Суджата, для поддержания его тела на пути в Нирвану. Знак правильного образа жизни и удовлетворенности любым имуществом, нажитым праведным путем.

  4. Трава куша, подаренная Будде на долгую жизнь и сохранение здравого рассудка. Знак правильного усилия, необходимого для стремительного достижения Нирваны.

  5. Древесное яблоко билва, которое Просветленному подарил бог Брахма на исполнение всех желаний. Символ правильного поведения для культивации добродетели и борьбы с порочным образом жизни.

  6. Раковина, поднесенная Будде богом Индрой, для успешного распространения учения Дхармы. Знак правильной речи, излагающей учение без усилий, подобно звуку, который издает раковина.

  7. Красный порошок синдхура. Чаще всего – символ власти. Его Будда получил от святого аскета для превосходства над всем миром. Знак правильного созерцания, помогающий достичь всеведения и всемогущества.

  8. Белые горчичные зерна, полученные Буддой от Ваджрапани. Символ успешной борьбы с препятствиями и правильного воззрения, разрушающего любые преграды.

Другие символы буддизма и подношения

В буддизме, помимо 8 благоприятных символов и драгоценных предметов, есть и другие знаки:

  • Триратна. Ядро буддийского учения, включающее в себя три столпа – Будду, Дхарму (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь), тесно связанные друг с другом. Трирату изображают в виде трех драгоценных камней.

Триратна

Триратна значит, что без исторического Будды Шакьямуни не существовали бы Дхарма и Сангхи. Не будь у него своего духовного учения, Просветленный не стал бы великим, не сформировалась бы буддийская религия. Без Сангхи эту традицию не передавали бы через столетия.

  • Ом. Священный звук, корни которого уходят в индуизм. Символ ом в буддизме – знак единства всего в мире, в том числе, земли, небес и подземной жизни. Согласно другой теории, это представление трех богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Ом – это одна из самых сильных мантр, которую воспевают в течение вот уже многих тысячелетий.

  • Свастика означает следы духовного правителя. Также это символ солнца в буддизме. Нередко ее используют, чтобы обозначать начало текстов. В современном буддийском учении на Тибете этот солнечный круг используют в качестве украшения для одежды. По мере того, как распространялась религия и ключевые символы буддизма, свастика стала элементом китайской и японской иконографии, в которой использовали знак плюрализма, изобилия, процветания и долгих лет жизни.

  • Цикличная система существования – это еще один символ буддизма, Колесо Сансары. Возникла в Индии задолго до появления Будды. Ее изображали как круг, поделенный на 6 секторов-царств с множеством подразделений в каждом.

Цикличная система существования

Несмотря на то, что последователи Дхармы могут следить за существованием людей и смотреть, как они идут на поводу своих чувств, сами они не хотят жить в этом мире, поскольку понимают связанное с ним рабство. Они хотят прекратить цикл перерождений, покинуть Колесо Сансары, помочь другим достичь Нирваны и проникнуться природой Будды.

В художественной интерпретации в этом круге Небеса располагаются наверху, окруженные Асурами с одной стороны и Царством людей с другой. Внизу находятся два ада, один из которых населен призраками, другой – животными.

Есть также священные символы буддизма, при помощи которых в этом учении делают подношения.

Совершение подношений

Совершение подношений – частое явление в странах Востока. На Тибете символ пожертвований – маленькие чаши с водой, цветами, ладаном, свечами, едой и благовониями. Связан такой формат с древней традицией приема важных гостей.

Кратко расскажем об основных дарах:

  • Вода для очищения рта или лица – символ всех благоприятных причин и условий, которые ведут к благоприятным результатам.

  • Вода для омовения ног, в которую добавляют ладан или сандаловое масло, – очищает, избавляет от плохой кармы и печали.

  • Цветы – означают щедрость и открытое сердце.

  • Благовония – символ концентрации и дисциплины, настойчивости или радостного усилия. Выступают в качестве посредников в общении человека и Будды и помогают приблизиться к просветлению.

  • Свет – символизирует ясность и стабильность, а также красоту, рассеивающую невежество.

  • Пища с множеством различных вкусов – это самадхи, нектар или амброзия, которая «напитывает» ум.

  • Музыкальные инструменты – имеют природу мудрости, благоприятную для слуха Будды, Бодхисаттвы и всех просветленных существ. У всех явлений – характер взаимозависимости причин и условий, однако звук понять проще всего.

Источник: happywitch.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.