Фэнхуан птица


Феникс

Феникс

Феникс — В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (bnu) — это покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот в знаменитом пассаже ( II, 73) излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:

«Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла.»


Так же в гадательных надписях Древнего Китая, созданных за 15 столетий до начала нашей эры, упоминается чудесная птица феникс (по китайски » фэнхуан» . Китайский словарь I века «Толкование знаков»( «Шовэнь») так описывал птицу феникс: » Спереди напоминает лебедя, со спины — единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв.»

Повествует о царь-птице фениксе и китайский «Каталог морей и гор»: » В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. на ее вершине много золота и нефрита. Там водиться птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф «дэ», что значит «добродетель», а на крыльях-иероглиф «и» («справедливость»), на спине- иероглиф «ли»(«благовоспитанность»), на груди- «жэнь»(«Совершенство»), на животе- «синь»(«честность»). Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир.»

Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы.


Идущая от древнего мудреца Конфуция поговорка «фениксы все не появляются» означает, что счастье все приходит и не приходит.

Не надо, однако, путать китайского феникса с Фениксом европейским, известным по книгам древнегреческих авторов и средневековым трактатам, — это совсем другая птица.

В конце XVII века немецкий ученый Ф.Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием «Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных».

«Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла.

Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней что она единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: «Более редкостный, чем птица Феникс». Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок.


В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без спаривания. Происходит это так. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садиться в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий.

Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь (в Египте) и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом : 1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд; 2) пробует, сможет ли его поднять; 3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда; 4) аккуратно закрывает отверстие; 5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе».

Еще одна версия описания Феникса оставлена нам в VI веке до Рождества Христова в апокрифе «Откровения Варуха» На вопрос Варуха, «что это за птицы», ангел ответил: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной». Таким образом Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила.


Есть описание Феникса и в старинном «Физиологе» :» Голова его украшена венцом, а на ногах сапоги, как у царя. Обитает же Феникс около Солнечного города. Возлежит он 500 лет на кедрах ливанских без еды. Питается же от Святого Духа. Бьет в урочный час колокол, и Феникс в церкви на алтаре обращается в пепел. А на утро находят птицу на прежнем месте в виде птенца, а еще через день- взрослою»…

Знали феникса и на Руси. В «Голубиной книге» говориться: Феникс-птица -«всем птицам мати». У нее «перья крепче стали и булату, режут ими кости и камни, а когда из-за моря гости приезжают — перья покупают и кроют или бархаты и атласы.»

Так же Тертуллиан, св. Амвросий и Кирилл Иерусалимский приводит Феникса как доказательство воскресения плоти. Плиний высмеивает врачей, которые прописывают снадобья, изготовленные из гнезда и пепла Феникса.

Шекспир в заключении «ГенрихаVIII» (V,5) написал следующие прекрасные строки о Фениксе:

Как девственица — Феникс, чудо птица,

Себя сжигая, восстает из пепла

Наследником, прекрасным, как сама

Фэнхуан

Фэнхуан, в древнекитайской мифологии чудесная царь-птица.
западноевропейской и русской литературе Фэнхуан обычно трактуется как птица феникс. Наиболее ранние упоминания о Фэнхуане встречаются уже на иньских гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.). Как предполагают исследователи, слово фэн (чудесная птица) первоначально было обозначением божества ветра — посланца небесного владыки (Тянъ-ди). Не исключено, что большое значение, которое древние китайцы придавали Фэнхуану, связано и с архаическими представлениями части иньских племен (особенно на п-ове Шаньдун), считавшей своим тотемом птицу. Этимология понятия хуан довольно сложна. Некоторые ученые предполагают, что хуан — изначально это название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой изображение восходящего солнца, лучи которого напоминают трезубец. Возможно, что еще одно свидетельство солярной природы образа птицы фэн — соотнесенность Фэнхуан со стихией огня в классификационной системе по пяти первоэлементам. В более поздних текстах фэн толкуется как самец, а хуан как самка.

К рубежу н. э. появляются подробные описания внешнего облика Фэнхуана. Так, согласно словарю 1 в. «Шо вэнь» («Толкование знаков»), у Фэнхуана клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог-цилинь, спина черепахи. Согласно древним мифологическим преданиям, Фэнхуан — птица с разноцветным оперением — живёт в Дунфанцзюньцзы-чжиго («восточном царстве совершенных людей»); вылетая оттуда, она парит за пределами Четырех морей (Сы хай), пролетает через гору Кунь-лунь, пьет воду у горы Чжичжу, стоящей средь водной стремнины» мочит крылья в водах Жошуй.
явление Фэнхуан считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, Фэнхуан упоминается в легендах о правителе Хуан-ди, государе Шуне и т. п. Государь Фу-си по случаю прилета Фэнхуана создал специальную музыку. По некоторым косвенным записям прилет Фэнхуана, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что Фэнхуан знает сезоны года и поэтому, согласно преданию, правитель Шао-хао назвал чиновника, ведающего календарем, — Фэнняоши (букв, «род птицы фэн»). Фэнхуан считался в средневековом Китае символом человеколюбия (жэнь) и одновременно — государя (наряду с драконом — лун), но чаще государыни-императрицы, а также вообще невесты.

Солярный характер образа Фэнхуан и указания в древних источниках на то, что Фэнхуан живет (или рождается) в Данъчжу (киноварной пещере), соотнесенной с югом, привело к контаминации образа Фэнхуан с образом Чжуняо (или Чжуцяо) — Красной птицы, символом юга. В средние века образ Фэнхуан часто использовался и в даосизме; в даосских легендах сообщалось о святых, разъезжающих по небу на Фэнхуане, в ряде преданий рассказывается о явлении женщинам во сне птицы Фэнхуан, после чего те рожали выдающихся сыновей. За этим можно видеть представление о Фэнхуане как о птице, связанной со светлым началом ян.


Образ Фэнхуана чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Примерно с эпохи Шан-Инь до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими Фэнхуана как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и своеобразным гребнем типа трезубца на длинной ножке на голове. Есть основания предполагать, что определенное влияние на формирование образа Фэнхуана оказало представление о павлине. В старом Китае изготовление картин с изображением Фэнхуана было сосредоточено в городе Фэнхуанфу провинции Аньхуэй, что было связано с легендой о появлении Фэнхуана в этом городе, где Фэнхуан пропела на могиле отца Чжу Юань-чжана, после чего Чжу Юань-чжану удалось основать национальную династию Мин.

Бену

Бену, в египетской мифологии бог в виде цапли. Почитался в Гелиополе. Согласно мифу, Бену появился на возникшем из водного хаоса камне-обелиске «Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Бену — «тот, который из себя возник» («бен» означает «возникать»). Фетиши Бену — камень «Бен-бен» (являющийся также фетишем Ра) и дерево «Ишед» (на котором находится дом Бену). Бену считался ба (душой) Ра, впоследствии — Осириса и т. о. связан с культом мёртвых.


Древние греки называли Бену — Фениксом. Египетский Феникс — Бен-Бен — Бенну. Одним из самых странных и не понятных мифов Древнего Египта является миф о фениксе. Описание символики, связанной с этим образом, дано Рандлом Кларком:

«Вообразите жердь, торчащую из вод Аббиса. На ней сидит серый Феникс, предвестник грядущего. Он раскрывает клюв и разрывает тишину первобытной ночи призывом к жизни и началу хода событии, «определяя, что должно быть, а что не должно». Феникс, таким образом, служит воплощением первоначального Логоса, слова, которое служит промежуточным звеном между божественным замыслом и воплощением этого замысла в жизнь… В каком-то смысле, когда Феникс издает свой крик, он устанавливает все [календарные] циклы, так что именно он определяет все деления времени, и потому его храм в Гелиополе стал центром определения календарных дат».

Эти слова подтверждают то, что упоминание о Фениксе тесно связано с эпохой царства фараонов, как мифических, так. и исторических. Шахты погребальных камер царя и царицы имеют календарное значение, поскольку ориентированы на строго определенные звезды, и эта ориентация повторяется по циклическому закону в результате прецессии. Феникс провозглашает начало нового цикла и служит, таким образом, «связующим звеном» между пирамидой и звездами Ориона, а в более общем значении, является «душой» Осириса-царя. В «Книге мертвых» (Глава 17) задается вопрос: «Кто он?.. Я великий Феникс из Гелиополя… Кто он? Он — Осирис…», и это практически не оставляет сомнений, кем на самом деле является египетский Феникс.


Феникс также выполняет другую важную функцию: эта космическая птица приносит в Египет из отдаленной волшебной страны, находящейся за пределами земного мира, дающую жизнь эссенцию «нике». Согласно Рандлу Кларку, эта страна «остров огня»… место вечного света за пределами мира, где были рождены боги, где они возрождаются к жизни и откуда они посылаются в мир». Допуская, что феникс имеет отношение к душе Осириса, можно предположить, что место «где были рождены боги и где они возрождаются к жизни», это —Дуат.

Легенда о Фениксе была записана в гораздо более прозаической форме Геродотом, посетившим Египет:

«Существует [какая-то] священная птица, называемая Фениксом. Я сам никогда не видел ее, кроме как на изображениях, поскольку, согласно жителям Гелиополя, она появляется крайне редко, раз в пятьсот лет, после смерти своего родителя. Если изображение соответствует ее реальному облику, то можно сказать следующее: оперение птицы частично красное и частично золотое, хотя по форме и размерам она очень похожа на орла.
и (жители Гелиополя) рассказывают про Феникса сведения, которые я считаю невероятными: как они утверждают, Феникс прилетает из Аравии, неся в когтях своего родителя, завернутого в листья мирра, чтобы захоронить тело в Храме солнца. Для того, чтобы сделать это, Феникс сначала создает шар, потом проделывает в нем отверстие, помещает туда своего умершего родителя и закрывает его новыми листьями мирра. Шар при этом остается того же веса, что и был поначалу. Феникс несет этот шар, запечатанный так, как я говорил, в Египет и кладет в Храме солнца. Таким является их миф об этой птице».

Хотя история эта рассказана в обычном стиле греческих хроник, Геродот наверняка говорил о Фениксе со жрецами Гелиополя, и мы можем предположить, что он не имел оснований изменять факты. Но тем не менее не исключено, что он невольно перепутал некоторые понятия. Вместо «Аравия» мог быть «восток», земля за горизонтом, откуда поднимаются солнце и звезды, место, «где рождаются боги». Феникс прилетает в Египет отложить свое яйцо, слово же «шар» у Геродота имеет довольно широкий смысл. Геродот также пишет, что шар сделан из «мирра», растения, которое часто использовали при мумификации.

Так что же египтяне называли яйцом, или семенем феникса, которое было связано с душой Осириса и, следовательно, звездным ритуалом перерождения?

В Египте было еще одно название Феникса — «бенну». Джон Байнс, профессор египтологии Оксфордского университета, отметил, что корень «бен» использовался для выражения сексуальных, созидательных или связанных с оплодотворением понятий, к примеру, «оплодотворение», «осеменение», «копуляция» и т.д. Интересно, что в семитских языках слово «бен» означает «потомок» в смысле «сын». На очень древней стеле, датируемой Первой династией, Феникс изображен сидящим на каком-то предмете, который Рандл Кларк назвал «каменным гнездом». Позднее его стали изображать на пирамидионах, часто сидящим на Бенбене. Египтологи высказывали самые разные мнения по поводу того, чем или кем был феникс, и приходили к заключению, что он представлял в одно время душу Ра, в другое — душу Осириса и, кроме того — «Утреннюю звезду» . Исследователями замечено, что «птица и камень — если это камень — тесно связаны друг с другом». Курт Сет, первый переводчик «Текстов пирамид», идентифицировал камень Бенбен со священными коническими камнями греков и сирийцев, которые имели связь с космосом. В самом деле, в ранних известных изображениях камня Бенбен с сидящим на нем Фениксом камень имеет не пирамидальную форму: его концы слегка округлены, и он больше напоминает конус. Также ясно, что камень Бенбен рассматривался строителями пирамид как реликвия огромного значения, такая ценная, что ее помещали в святая святых Гелиополя — Храм феникса; так же Бенбен ставили на самую вершину пирамид.

Отсюда можно сделать заключение, что Феникс являлся символом божественного созидания и возрождения и именно это магическое свойство отличает семя, хранимое в Гелиополе.

 

Источник: www.forever-young.ru

Талисман в Фэн шуй

Благодаря тому что Феникс в китайской мифологии предстает сильным и энергичным, Фэн шуй использует талисман в виде этого существа для самых различных целей. Это символ солнечного света, лета, тепла и огня. Если применять его в сочетании с драконом, вместе они дают прекрасный союз, который усиливает энергетику обоих.

Талисман обычно красного или огненного цвета. Способен подарить счастье, победу в любом начинании, мудрость, процветание и оказать существенную помощь. Китайский Феникс помогает творческим людям полностью раскрыть свой потенциал и способствует осуществлению желаний. Может помочь и бездетным парам познать счастье рождения малыша.

Для правильной работы талисмана его нужно поместить в южный сектор Огня. Рядом с ним нельзя находиться другим предметам, поскольку птице нужна большая свобода, чтобы он мог расправить крылья. Другие вещи служат препятствиями для «взлета».

Талисман способен оберегать дом от опасностей, пробуждать интуицию домочадцев, делать их более дальновидными и предусмотрительными. Под воздействием этой птицы вы будете ощущать в себе желание идти вперед и достигать поставленные цели.

Если нет возможности «поселить» у себя птицу, то ее можно заменить на любое подобное изображение. Статуэтка это, картина или панно с изображением Феникс – желательно, чтобы у нее было красное оперение.

Как активировать талисман?

Если у вас в южном секторе дома имеется камин, тогда феникс здесь будет себя ощущать лучше всего. Однако нужно помнить, что Феникс китайский требует, чтобы его уравновесило одно из 3-х животных – тигр, черепаха или дракон. В противном случае возможно негативное влияние на характер домочадцев – легко поддаться вспыльчивости, несдержанности и взрывным эмоциям. Именно эти качества птицы без уравновешивания проявляются наиболее сильно.

Можно также усилить действие талисмана при помощи свечи, которую нужно иногда зажигать рядом с фигуркой. Если хотите заручиться расположением Феникса, необходимо перед талисманом поместить блюдечко с зерном.

Для привлечения удачи в дом следует ставить фигурку близ жилья, перед парадным входом. Легко стимулировать действие талисмана наличием живой изгороди или невысоким забором. Также можно посадить небольшой кустарник или установить статую возле дома. Позаботьтесь о том, чтобы близ жилья было много свободного пространства. Это будет способствовать накоплению положительной Ци, а она, в свою очередь, попадет в дом.

Статую птицы найти крайне сложно, но можно заменить на других птиц (фламинго или петуха).

В доме фигурку Феникса легко поменять на картину с ее изображением или вазу, на которой имеется картинка пары этой птицы с драконом. Подобные рисунки будут прекрасно стимулировать сектор любви и отношений.

Источник: 1fenshui.ru

  Фэн-Хуан. Феникс.  

Шаблоны для росписи + Контурные рисунки + Картинки для вдохновения

Фэн-Хуан (凤凰 fènghuáng, китайский феникс ) — в китайской мифологии чудо-птица, воплощает в себе одновременно инь и ян. Самец (“фэн”) — это ян, солнечное начало, огненная птица. В женской ипостаси (“хуан”) феникс символизирует красоту, тонкость чувств и мир, инь, женское, лунное начало.

Предполагается, что слово «Фэн» связано с фонетически близким словом “ветер” (возможно даже первоначально было обозначением божества ветра), а “хуан” название особого гребня на голове птицы фэн, представляющего собой изображение восходящего солнца. Рост её достигает трёх метров.

Описание из китайского словаря "Шовэнь" (толкование знаков) : " Спереди напоминает лебедя, со спины — единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв.”

Фэнхуан птица

Фэнхуан способствует развитию ваших творческих устремлений и помогает реализовываться мечтам. Ему требуется свободное пространство, чтобы беспрепятственно подниматься в небо, высматривая вдали опасности и узнавая о новостях. Это свойство может пробудить вашу интуицию, стать информированным и предусмотрительным.

По древним преданиям, Феникс — птица с разноцветным оперением — живёт в «восточном царстве совершенных людей».

Феникс состоит из разных элементов, представляющих весь космос: у него голова петуха (Солнце), спина ласточки (символ возрастающей Луны), его крылья — ветер, хвост символизирует деревья и цветы, его ноги — земля. Он пятицветен, что символизирует пять добродетелей. “Его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен, его голос выводит мелодию, его ухо наслаждается музыкой, его сердце соблюдает правила, в его груди — сокровища словесности, его шпоры обладают мощью против нарушающих закон” (из древнего ритуала).

Источник: kovlam.livejournal.com

В древнекитайской мифологии чудесная царь-птица. В западно-европейской и русской литературе фэнхуан обычно переводится как птица феникс. Понятие «фэн» связано с фонетически близкими в древности словами «ветер» и птица «пэн». Хуан — изначально название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой изображение восходящего солнца, лучи которого напоминают трезубец. Еще одним свидетельством солярной природы образа птицы фэн может быть соотнесенность фэнхуан со стихией огня в классификационной системе по пяти первоэлементам. В более поздних текстах фэн толкуется как самец, а хуан как самка.

К рубежу н.э. появляются подробные описания внешнего облика фэнхуан. Так, согласно словарю 1 в. «Толкование знаков», у фэнхуан клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог-цилинь, спина черепахи. По древним преданиям, фэнхуан — птица с разноцветным оперением — живет в Дунфанцзюньцзычжиго («восточном царстве совершенных людей»); вылетая оттуда, она парит за пределами Четырех морей (Сы хай), пролетает через гору Кунь-лунь, пьет воду у горы Чжичжу, стоящей средь водной стремнины, мочит крылья в водах Жошуй.

Появление фэнхуан считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, фэнхуан упоминается в многих популярных легендах. Фуси (в древнекитайской мифологии — первопредок) по случаю прилета фэнхуан создал специальную музыку. По некоторым косвенным данным прилет фэнхуан, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что фэнхуан знает сезоны года, и поэтому правитель Шаохао назвал чиновника, ведающего калндарем, — Фэнняо-ши («род птицы фэн»). Фэнхуан считался в средневековом китае символом человеколюбия (жэнь) и одновременно — государя (наряду с драконом — лун), но чаще государыни-императрицы, а также невесты.

Солярный характер образа фэнхуан и указания в древних источниках на то, что фэнхуан живет (или рождается) в Даньсюэ (киноварной пещере), соотнесенной с югом, привело к контаминации образа фэнхуан с образом чжуняо («красной птицей», символом юга). В средние века образ фэнхуан часто использовался и в даосизме; сообщалось о святых, разъезжающих по небу на фэнхуанах, рассказывалось о явлении женщинам во сне птицы фэн, после чего те рожали выдающихся сыновей. По-видимому, фэнхуан связывалась со светлым началом ян.

Образ фэнхуан чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Примерно с эпохи Шан-Инь до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими фэнхуан как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и гребнем типа трезубца на длинной ножке на голове. Вероятно, определенное влияние на формирование образа фэнхуан оказало представление о павлине. В старом Китае изготовление картин с изображением фэнхуан было сосредоточено в городе Фэнхуанфу провинции Аньхуэй, что было связано с легендой о появлении фэнхуан в этом городе, где фэнхуан пропела на могиле отца Чжу Юаньчжана, после чего Чжу Юаньчжану удалось основать национальную династию Мин.

— Мифологический словарь, Советская энциклопедия, 1990

Источник: eldarya.fandom.com

鳳凰 Фэн-хуанФэн-хуанв древнекитайской мифологии чудесная царь-птица. В зап.-европ. и рус. литературе фэн-хуан обычно трактуется как птица феникс. Наиболее ранние упоминания о фэн-хуане встречаются уже на иньских гадательных надписях (ок. XV в. до н.э.). Как предполагают исследователи, слово фэн (чудесная птица) первоначально было обозначением божества ветра — посланца Небесного владыки (см. Тянь-ди). Не исключено, что большое значение, к-рое древние китайцы придавали фэн-хуану, связано и с архаич. представлениями части иньских племен (особенно на п-ове Шаньдун), считавшей своим тотемом птицу (см. Се). Этимология понятия хуан довольно сложна. Нек-рые ученые предполагают, что хуан —это изначально название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой изображение восходящего солнца, лучи к-рого напоминают трезубец. Возможно, что еще одно свидетельство солярной природы образа птицы фэн — соотнесенность фэн-хуана со стихией огня в классификационной системе по пяти первоэлементам (см. У син). В более поздних текстах фэн толкуется как самец, а хуан как самка. К рубежу н.э. появляются подробные описания внешнего облика фэн-хуана. Так, согласно словарю рубежа I-II вв. «Шо вэнь цзе цзы» («Толкование знаков и анализ иероглифов»), у фэн-хуана клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог-цилинь, спина черепахи. Согласно древним мифологич. преданиям, фэн-хуан — птица с разноцветным оперением — живет в «Восточном царстве совершенных людей» (Дунфан цзюнь-цзы чжи го); вылетая оттуда, она парит за пределами Четырех морей (Сы хай), пролетает через гору Куньлунь, пьет воду у горы Чжичжу, стоящей средь водной стремнины, мочит крылья в водах Жошуй. Появление фэн-хуана считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, фэн-хуана упоминается в легендах о правителе Хуан-ди, государе Шуне и т.п. Государь Фу-си по случаю прилета фэн-хуана создал спец. музыку. По нек-рым косвенным записям прилет фэн-хуана, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что фэн-хуан знает сезоны года и поэтому, согласно преданию, правитель Шао-хао назвал чиновника, ведающего календарем, — фэн-няо-ши (букв. «род птицы фэн»). Фэн-хуан считался в средневековом Китае символом человеколюбия (жэнь [2]) и одновременно — государя (наряду с драконом-лун), но чаще государыни-императрицы, а также вообще невесты.
 
Солярный характер образа фэн-хуана и указания в древних источниках на то, что фэн-хуан живет (или рождается) в Даньчжу (киноварной пещере), соотнесенной с югом, привело к контаминации образа Фэнхуана с образом Чжуняо (или Чжуцяо) — Красной птицы, символом юга. В ср. века образ фэн-хуана часто использовался и в даосизме; в даос. легендах сообщалось о святых, разъезжающих по небу на фэн-хуане, в ряде преданий рассказывается о явлении женщинам во сне птицы фэн-хуана, после чего те рожали выдающихся сыновей. За этим можно видеть представление о фэн-хуане как о птице, связанной со светлым началом ян [1] (см. Инь-ян).
 
Фэн-хуанФэн-хуанОбраз фэн-хуана чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Примерно с эпохи Шан-Инь (XVIII/XVI–XII/XI до н.э.) до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими фэн-хуана как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и своеобразным гребнем типа трезубца на длинной ножке на голове. Есть основания предполагать, что определенное влияние на формирование образа фэнхуана оказало представление о павлине. В старом Китае изготовление картин с изображением фэн-хуана было сосредоточено в г. Фэнхуанфу пров. Аньхуй, что было связано с легендой о появлении в этом городе фэн-хуана, к-рый пропел на могиле отца Чжу Юань-чжана, после чего последнему удалось основать национальную дин. Мин.
 
Литература:
Ду Эр-вэй. Фэн, линь, гуй, лун каоши (Разыскания о фениксе-фэн, единороге-линь, черепахе-гуй и драконе-лун). Тайбэй, 1971, с. 6–40; Идзуси Ёсихико. Хоо-но юрай-ни цуйтэ (О происхождении фэнхуана) / он же. Сина синва дэнсэцу-но кэнкю (Исследования китайских мифов и легенд). Токио, 1973, с. 247–266; Хаяси Минао. Хоо-но дзудзо-но кэйфу (Генеалогия изображений фэнхуана) // Кокогаку дзасси. 1966. Т. 52, № 1, с. 11–29; Sсhmitt G. Der Wind als Phonix // Mitteilungen des Institute für Orientforschung. 1963, Bd 9, Hf. 2/3, S. 383–391; Yoshiniko Izushi. A Study of the Origin of the Ch’i-lin and the Feng-huang // Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko. Tokyo, 1937, № 9, p. 78–109.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источник: www.synologia.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.