Падога китай

Падога китай

ПАГОДА — отдельно стоящее культовое сооружение реликварного, погребального или мемориального назначения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Термин «Пагода» появился в Европе в XVI веке; возможно, он представляет собой португальскую транскрипцию (pagoda) слова «бхагавати» (санскр. — священный) либо связан с бацзяота (кит. — 8-угольная башня).

Пагоды появились в Китае на рубеже эр в связи с распространением буддизма и характерной для него практики поклонения ступам. Представляют собой версию индийских ступ, сформировавшуюся под влиянием добуддийской национальной традиции многоэтажных сооружений (башен, сторожевых вышек, павильонов). За китаизированными ступами сразу же закрепилось именование та («башня»), которое и переводится на европейские языки как «Пагода». Согласно письменным источникам, древнейшие Пагоды были деревянными, реже каменными. В первых веках н. э. появились Пагоды из кирпича, а позднее и из комбинированных материалов.
ревянные части Пагоды обычно расписывались; в декоре некоторых Пагод использовались серебро, золото и драгоценные камни. В X веке научились сооружать Пагоды целиком из чугунных отливок, а также железных плит и бронзовых деталей. В рельефах кирпичных, каменных и металлических Пагод воспроизводились деревянные конструкции. В архитектуре Пагод не сформировалась самостоятельная эстетика каменного зодчества, чему препятствовали как нормативы фэн-шуй (энергетика камня предназначалась для мира усопших), так и приоритетный для китайского искусства интерес к передаче пластических свойств одних материалов средствами других материалов.

Композиция Пагоды по вертикали состоит из 3 частей: цзицзо («цоколь»), шэнь («тело») и ша («навершие»), символизирующих соответственно чувственный мир, мир чистых форм и мир за пределами форм. Цоколи могли быть гладкими, но часто их профилям придавали форму сюймицзо [«трон (в форме горы) Сумеру»], воспроизводившую уступы склонов мифические горы, символизировавшей ось мира. Некоторые крупные Пагоды, помимо цоколей, имели высокие платформы, обеспечивавшие устойчивость их конструкции. В «теле» Пагоды, как правило, насчитывалось чётное число граней и нечётное число ярусов, что соответствовало китайской нумерологии. «Навершия» были полностью металлическими или бронзовые шпили сочетались с основным материалом Пагоды.
ждая Пагода отличалась своим набором символических элементов «навершия», служивших кодом доктрин разных буддийских школ. В соответствии с требованиями фэн-шуй о пребывании праха только под землёй в Китае под Пагодой к трём основным частям добавили четвёртую (дигун — «подземный дворец»), представлявшую собой традиционных склеп, в который помещали урну, личные вещи покойного или ценные реликвии. Уже на раннем этапе стали различаться прихрамовые и кладбищенские Пагоды. Первые служили хранилищами важнейших реликвий, кладбищенские выполняли функцию надгробия и образовывали зону за стенами монастыря [самый известный комплекс из 500 пагод Талинь («Лес пагод», VI-XIX века, площадь 14 тысяч м2) в мон. Шаолинь на горе Суншань (провинция Хэнань)].

Известно свыше 20 типов и подтипов Пагод, из которых 7 считаются основными. Одним из ранних является тип одноэтажных Пагод тингэ ши та («пагода в форме беседки»), возникший путём простого присоединения буддийского навершия к форме китайского садового строения (возводились до конца XIII века). Сохранившиеся кирпичные и каменные Пагоды этого типа имеют квадратные, реже круглые и многогранные формы без внутренных помещений, т. к. служат надгробиями; у прихрамовых Пагод имеются небольшие внутренние помещения с поклонными изображениями.

Тип Пагод лоугэ ши та («пагода в форме многоэтажных хором») объединяет многоэтажные ступенчато-пирамидальные и ступенчато-полигональные Пагоды, которые могли иметь от 3 до 13 этажей, разделённых сильно выступающими карнизами. Крупные Пагоды были обычно прихрамовыми и внутри имели лестницы, соединявшие этажи с деревянными настилами [7-этажная пагода Даяньта («Большая пагода гуся», 701-704 годы, высота 64 м) монастырь Цыэньсы в Сиане].


Ступенчато-полигональные Пагоды чаще всего бывают 8-гранными, реже 6-гранными; они получили распространение с X века [кирпично-каменная 11-этажная пагода Ляодита (1001-1055 годы, высота 84 м) монастыря Кайюаньсы (город Динчжоу, провинция Хэбэй); деревянная 9-этажная пагода Шицзята (1056, высота 67 м) монастыря Фогунсы (уезд Инсянь, провинция Шаньси)]. Пагода Тета («Железная пагода», 1049, 13 этажей, высота 57 м) монастыря Югосы в Кайфыне облицована глазурными изразцами зеленовато-коричневого цвета, с чем и связано её название. Самые древние металлические Пагоды имели ступенчато-пирамидальную форму и небольшую высоту; последующие были в основном ступенчато-октагональными и высокими.

Для многокарнизного типа Пагоды миянь ши та [«пагода в форме (расположенных плотно) карнизов»] характерны частые тяги горизонтальных карнизов, расположение которых не совпадает с внутренними этажами, и вытянутый параболический силуэт [15-карнизная и 12-гранная Пагода (520) монастыря Сунъюэсы (гора Суншань, провинция Хэнань); 13-карнизная кирпичная пагода Байта (2-я половина XII века, высота 71 м) в Ляояне)].


Тип Пагоды фу-бо ши та («пагода в форме перевёрнутой чаши»), или лама та (ламаистские Пагоды, XIII-XVII века), воспроизводит форму тибетских ступ, для него характерен высокий цоколь сюймицзо, бутылеобразная центральная часть и навершие в форме многоярусного конуса, накрытого сверху металлическим балдахином. Все Пагоды имеют глинобитное ядро, укреплённое кирпичной кладкой, и обязательную побелку, из-за которой все они называются байта («белая пагода»).

Тип Пагоды цзиньган баоцзо та («пагода алмазного трона») заимствован из Индии (преимущественно XV — середина XVIII веков, хотя прототипы встречаются в VIII веке). Основание Пагоды представляет высокую, широкую, покрытую резьбой платформу, символизирующую «алмазный трон». На платформе покоятся 5 многокарнизных пирамидальных башен в честь 5 главных будд в буддизме ваджраяны. Сохранилось около 10 Пагод многобашенного типа, из которых наиболее известна беломраморная пагода Ута (1473) монастыря Чжэньцзюэсы в Пекине.

Каменные, многогранные, столпообразные Пагоды небольших размеров, называемые цзинчуан ши та («пагода в форме хоругви канонов») или шичуан («каменные хоругви»), воспроизводят в камне шёлковые хоругви с текстами сутр. С VIII века одиночные и парные Пагоды с гравированными на их гранях текстами сутр начали размещать на монастырских дворах, в гробничных комплексах и на перекрёстках городских улиц (Пагода XI века, монастырь Дицансы в Куньмине). Надвратные Пагоды гоцзе ши та («пагода в форме уличного прохода») с XIV века возводились поперёк улиц.


Среди погребальных Пагод различается несколько типов — в зависимости от скульптурного оформления их средней части в виде урны для праха, многопрофильного постамента, хоругви, лотоса и пр. К Пагодам причисляются также сян та («пагода для воскурения благовоний») — небольшие башни, в нижней части которых имеется камера со створкой, куда кладутся благовония и др. культовые подношения. К категории Пагод китайские исследователи относят фэн-шуй та («башни фэн-шуй»), существовавшие ещё до появления буддийских Пагод в Китае. Монолитные, многоярусные, конусообразные башни круглых и многогранных форм служили своеобразными «антеннами», регулировавшими энергетические потоки на местности.

В Корее Пагоды появились с проникновением буддизма из Китая в IV веке. Предпосылкой возникновения и распространения именно каменных пагод в Корее можно считать систему традиционных добуддийских верований (шаманизма), с которыми буддизм на Корейском полуострове активно взаимодействовал. Пагоды как «могилы Будды» стали преемниками традиционных каменных гробниц и в целом культа гор. Поэтому Пагода символизировала также и космическую вертикаль, связывающую Землю и Небо. Об этом свидетельствуют как случаи возведения Пагод на вершинах гор, так и поздний феномен уникальных Пагод, сложенных из необработанных камней (постройки монаха Ли Гамнёна в горах Маисан, конец XIX — 1-я половина XX веков).


Различают Пагоды двух типов: погребальные Пагоды-ступы, которые воздвигались над местом захоронения урны с прахом известного буддийского монаха, и Пагоды-башни вотивного характера; самые известные — каменная Пагода-ступа монастыря Кодальса (Йоджу, провинция Кёнгидо), а также Пагода монастыря Чонтхоса (город Ульсан) и Попчхонса, возведённые в период Корё (X-XIV века). Пагоды второго типа представляют собой вертикальные башни, сужающиеся к вершине и расчленённые горизонтальными ярусами. На эволюцию Пагоды повлияла китайская традиция, определившая исходные конструктивные особенности и выбор материала. Самые ранние сохранившиеся деревянные Пагоды датируются XVII веком (Пхальсан-чжон монастыря Попчуса, провинция Северный Чхунчхон). Ранние каменные Пагоды (монастрь Чоннимса, VII век, провинция Южный Чхунчхон) государства Пэкче по своей структуре подражают аналогичным постройкам из дерева. Строители Силла прежние приёмы сочетали с подражанием в камне кирпичным сооружениям (Пагода в монастыре Пунхванса, VII век, провинция Южный Кёнсан). Кирпичные Пагоды появились в Силла под влиянием Китая в VIII-X веках, но не получили широкого распространения. Внешняя отличительная черта каменных Пагод«стиля Силла» — ступенчатая нижняя часть ярусов, доходящая до края ската яруса.
VIII века каменные Пагоды теряют прежнюю суровость: на верхней ступени пьедестала, а в отдельных случаях и на 1-м ярусе со всех четырёх сторон помещают рельефы с изображениями буддийских божеств. Новым стало и сооружение перед храмом парных Пагод, а самым распространённым типом стала 3-ярусная Пагода. В качестве типичных Пагод периода Объединённого Силла можно назвать Пагоды монастырей Камынса, Косонса и Хванбонса в Кёнджу. Одновременно с этим воздвигаются и более декоративные варианты Пагоды с элементами скульптуры [Львиная Пагода монастыря Хваомса (754), провинция Южная Чолла]. Пагоды IX-X веков становятся более высокими, украшаются статуями и барельефами с изображениями буддийских божеств. Характерной Пагодой периода Корё (X-XIV века) является 7-ярусная Пагода монастыря Хонбокса (1368, Пхеньян). В XV-XIX веках (государство Чосон) каменные Пагоды внешне повторяют форму пагод Корё, но конструкция и декор продолжают усложняться [10-ярусная мраморная Пагода монастыря Вонгакса (1467; ныне перенесена в Сеул)].

Во Вьетнаме сооружение Пагод связано с появлением буддизма, пришедшего сюда в первые века н. э. из Индии, а с V-VI веках — в виде школы китайского буддизма чань. Пагода, как правило, находилась перед храмом либо в центре внутреннего дворика, окружённого культовыми сооружениями, либо на одной вытянутой оси с храмом. В позднесредневековый период её могли размещать сбоку либо позади храма в отдельном дворике и даже выносить за ограду (пагода Баонгием в храме Бут-Тхап, XVII век, провинция Бакнинь).
наших дней сохранилось малое количество древних (деревянных) Пагод, к тому же все Пагоды были сильно перестроены. К VIII веку сложился так называемый стиль Дайла, соединивший в себе элементы тямской, ханьской и собственно вьетской архитектуры. От Пагод этого периода остались лишь каменные фундаменты; согласно археологическим данным и литературным источникам, Пагоды были квадратные в плане, высотой в 5-6 и более ярусов, построены из обожжённого кирпича, как правило, с черепичной кровлей. Отличительной чертой этих Пагод были вогнутые крыши — как считают исследователи, наследие культуры Донгшона. Основные типы Пагод сложились при династиях Поздние Ли и Чан (1009 или 1010-1400 годы). Наряду с укрепившейся традицией квадратных в плане строений, получивших дальнейшее развитие в невысоких надгробных Пагод (комплекс в храме Фаттить, XI-XVII века), начинает распространяться тип многоугольных многоярусных Пагод, образцом для которых были китайские ступенчато-пирамидальные Пагоды. В правление Поздних Ли храм зачастую фланкировали две Пагоды, количество их этажей доходило до 12 [пагода Дай-Тханг-Ты-Тхиен с медной кровлей храма Баотхиен в городе Тханглонг (ныне Ханой)]. При династии Чан (1225-1400 годы) многоярусные Пагоды становятся более изящными по своим пропорциям [14-ярусная пагода Фоминь (провинция Намдинь, 1305-1310 годы)].


В XVII веке появляется новая разновидность многоэтажной Пагоды — 9-ярусная «Лотосовая башня» (деревянная пагода Кыу-Фам-Льен-Хоа комплекса Бут-Тхап, способная вращаться вокруг осевого стержня; её нижний край входит в медное отверстие в полу здания, а верхний фиксируется в балках крыши, что даёт возможность видеть всю буддийскую скульптуру на стенах). В Пагодах XIX-XX веков отразились 2 тенденции: сдержанность орнаментального оформления [7-ярусная октагональная пагода Фыок-Зуен (1884) храма Тхиенму (провинция Тхыатхьен-Хюэ) и др.] и усложнённость архитектурного декора [12-ярусная пагода Кыу-Фам-Льен-Хоа (1926) буддийского комплекса Коле]. В современных Пагодах заметно стремление соединить традиции вьетнамской архитектуры с достижениями зодчества Европы и сопредельных азиатских стран (Пагода храма Зяк-Вьен в Хошимине и др.).

В Японии Пагоды начали возводить после проникновения в страну буддизма в VI веке. Принцип сооружения Пагоды, вне зависимости от их высоты и количества ярусов (3 или 5), одинаков: она представляет собой коробчатую конструкцию из квадратных в плане ярусов, в которой каждый последующий ярус меньше предыдущего, поэтому как бы «вложен» в него и скреплён с помощью гнездовых шарниров. Уменьшающиеся последовательно по высоте ярусы образуют уступы, которые со всех четырёх сторон закрываются односкатной крышей, и поэтому пагоды зрительно воспринимаются как многоэтажные. Как правило, деревянные Пагоды сооружались на каменном основании и укреплялись одним или несколькими шипами. В нижнем ярусе Пагоды, имеющем перекрытие, хранятся священные изображения, свитки и др.; внутреннее пространство выше 1-го яруса не используется.


Японская Пагода — образец антисейсмической постройки. Практически все её элементы скреплены без гвоздей с помощью шарниров, пазов и выступов; в центре Пагоды имеется вертикально стоящая колонна (симбасира; выступает над крышей Пагоды в виде высокого шпиля сорин, на нём укрепляются 9 бронзовых колец, символизирующих 9 небесных сфер), на которую «нанизаны» ярусы, но не скреплены с ней. Все элементы такой конструкции могут во время землетрясения, не распадаясь, двигаться в местах соединений, что придаёт Пагоде большую устойчивость.

Самая ранняя Пагода Японии — 3-ярусная Пагода храма Хоккидзи в Икаруге близ Нары (706). Среди наиболее значительных образцов японской Пагоды — 5-ярусная Пагода монастыря Хорюдзи в Икаруге (начало VIII века, высота 31,9 м), 3-ярусная Восточная Пагода храма Якусидзи в Наре (730, с 6 ярусами крыш и шпилем высотой 10 м), 5-ярусные Пагоды храма Муродзи в префектуре Нара (конец VIII — начало IX веков) и Пагода храма Тодзи в Киото (1644; высота 57 м).

Иллюстрации: 

Архив БРЭ; Комплекс Талинь из 500 пагод в монастыре Шаолинь на горе Суншань в провинции Хэнань в Китае. VI-XIX века.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник: w.histrf.ru

История пагод Востока

Современные пагоды были заимствованы китайцами у буддистов. Их прототипами стали погребальные ступы Непала. Раньше у пагод была только одна функция – хранить реликвии.

Реликвиями считались прах и вещи, принадлежащие предкам. Архитектура пагод Древнего Востока подразумевала наличие следующих элементов:

  • Цоколя;
  • Главной части;
  • И навершия.

Кроме того, основная часть пагоды могла быть разделена на несколько ярусов.

При правлении династий Тан и Сун экономика Китая была на высоте, поэтому именно тогда проводилось массовое строительство китайских пагод.

Настоящие пагоды распространены не только в Китае и Непале. Эта традиция затронула такие страны, как Таиланд, Бирма, Лаос, Япония, Камбоджа, Корея и Тибет.

Сегодня пагодами в Китае называют и простые одноярусные беседки в парках. Там нет реликвий, зато есть скамейки, где можно отдохнуть и насладиться зрелищем природы вокруг.

Отличить пагоду от храма или старинного дома довольно легко. Ее крыша, как бы, имеет три похожих яруса, иногда встречаются многоярусные пагоды внушительной высоты.

Концы крыш всегда устремлены вверх. Весь облик пагоды имеет больше вертикалей, чем горизонталей. Многие подобные сооружения похожи на башни, в основе которых закручена спираль. Все спирали, закрученные по часовой стрелке, на Востоке воспринимаются, как божественные символы.

Самые известные пагоды Китая

К самым знаменитым пагодам можно причислить Даянь. Название ступы в переводе означает «дикие гуси». Высота здания – 64 метра. Башня располагается в Сиане, относится к провинции Шэньси.

Падога китай

Пагоду выстроили в 652 году при правлении династии Тан. Ее архитектура представляет собой ансамбль из кирпича и дерева. Арочная конструкция имеет 4 входа и винтовую лестницу. С вершины пагоды открывается удивительный вид на окрестности.

Ступа Люхэ расположена в Ханчжоу, рядом с горами Юелуньшань. Ее высота равняется 60 метрам. Конструкция состоит из 13 ярусов. Дата постройки пагоды – 970 год. Строительство происходило при правлении династии Сун.

На стенах пагоды сохранились рисунки животных и буддистские наставления. Внутри нее имеется винтовая лестница. Сооружение многократно подвергалось реставрации, но облик этой пагоды все же сохранен практически в первозданном виде.

Пагода Цзиньганбаоцзо находится в Пекине. Ее название в переводе означает «пагоду алмазного трона». Башня располагается на территории храма Чжэньцзюе. Пагоду отстроили в 15 веке при правлении Мин.

Для строительства данной ступы использовали в основном только камень. У основания пагоды и сегодня можно увидеть скульптуры восседающих Будд.

Пагода Храма Юйго полностью сделана из глазированного кирпича, издалека напоминающего металл. Ее возвели в 1050 году. Она расположена в провинции Хэнань. Имеет 13 ярусов и высоту в 55 метров. Внутри конструкции также есть винтовая лестница, присутствуют богатые элементы китайского декора.

Все пагоды Китая имеют много различий, но обобщены едиными принципами строительной системы, а также своим предназначением. Пагоды являются важными достопримечательностями. Поэтому правительство Китая регулярно выделяет деньги на их реставрацию.

Источник: MyChinaExpert.ru

Цитата сообщения DONNA_FLORA Волшебные символы — пагоды.

ПАГОДА

Пагода — Образ Священной Горы как центра мира и мировой оси. Ее ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры — движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство. Считается, что само слово pagoda взято из персидского языка, в котором означает дом идолов, или происходит от слова дагоба или ступа(см-) в том значении, которое оно приобрело в буддизме Тхеравады.

буддийское или индуистское сооружение культового характера в виде многоярусной островерхой башни

_MG_3708_ (700x484, 139Kb)Пагоды Солнца и Луны (Sun-Moon Towers) — Золотая и Серебряная, построены в центре города Гуйлинь, на озере Shan.
Золотая пагода состоит из девяти этажей высотой 41 метр, серебряная немного пониже — 35 метров.
 

В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.

В Таиланде, Бирме, Шри-Ланка, Лаосе, Камбодже пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или мемориальными комплексами.

В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.

Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы.

Об архитектуре пагоды пишет Т. Григорьева в книге «Японская художественная традиция» : «В архитектуре пагоды запечатлён принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира». ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Пагода )

 

Общепринятой этимологии слова нет, наиболее обиходны следующие версии:
а). заимств. в XVIII в. < фр. pagode < порт. pagoda < хинди (исходный др.-инд.) bhagavati — «храм»
б). ~< пракритск. «бхагоди» (санскр. «бхагавати») — «священный»
в). < dhagoba — термин для культового сооружения в буддизме тхеравады < dhatu garbha — «хранилище реликвий»
г). < перс. pagoda — «дом идолов»
ступа — stupa; дагоба — dagoba, dhagoba; чортен

Тип культового и мемориального буддийского сооружения в странах Дальнего Востока. Представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н. э. (по ряду источников — в III в.). Древнейшие из китайских пагод (Сун-юэ-сы в Хэнани, 523, и др.) массивны и просты по форме; в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и лёгкими. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X—XI вв.), однако наиболее распростанены кирпичные постройки. Для Кореи характерны каменные пагоды без внутренних помещений. Древние деревянные пагоды, восходящие к VII в., сохранились в Японии.

Вавилонский зиккурат, египетская пирамида, теокалли — ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке и буддистская ступа в том числе относятся к типу символических сооружений «гора-храм». Образ Священной Горы как центра мира, axis mundis — наиболее значительный и фундаментальный архитектурный символ. Её ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса (и связь с ними), а их уменьшающиеся размеры — движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство.

Буддизм

Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступеням духовного просветления. Вероятно, что ступенчатые пагоды являются повторениями индуистского храма близ Пешавара, который можно считать прототипом как для конусообразных ступ, так и для священных походных курганов, служащих схематическим выражением представлений о мироздании. Шпиль, венчающий пагоду, символизирует вознесение Будды и выход из круга сансары.

Пагода, или ступа, индийского происхождения, и отмечает то место, где святые люди, или Sharira (санскр.), были преданы земле. Пагоды сооружались в честь религиозных деятелей как символ добрых предзнаменований. Они служили и как сторожевые башни. Существует легенда, что после смерти тело Будды кремировали и разделили пепел на 84000 частей, каждая из которых хранилась в разных частях Востока; пагоды отмечали каждое такое святое место. Неповрежденные огнем части тела были захоронены.

Пагоды представляют собой, как правило, девяти- или семиярусные сооружения круглой или восьмигранной формы:
«Несмотря на то, что Будда не почитается сейчас в Индии, он считается девятым воплощением Вишну. Возможно, девятиярусные пагоды имеют отношение к этому обстоятельству, хотя истинное значение числа не установлено. Встречаются и семиярусные пагоды; количество ярусов указывает на семь Будд, существовавших в разное время».
Davies. The Chinese, Vol. И, p. 83
Китай

Пагоды иногда сооружаются с целью положительного влияния на местность; небольшие каменные пагоды в форме китайской кисточки для письма часто воздвигаются с целью улучшить Feng-shui местности.
«В большинстве случаев пагоды имеют двойные стены; между наружной и внутренней существует лестница, ведущая на крышу. На каждом ярусе есть вход во внутренние помещения. … Самой прекрасной пагодой, когда-либо сооружавшейся в Китае, считается фарфоровая башня императора Yung Lo (1403—1425) в Нанкине, воздвигнутая в честь его матери. Это уникальное сооружение строилось в течение девятнадцати лет и стоило 200000 фунтов; через 450 лет после её сооружения пагода была разрушена во время восстания мятежниками Taiping в 1856 г.»
Douglas. China, pp. 188-9

В пантеоне китайского буддизма обнаруживается «Носящий пагоду» бог (?), который соответствует индийскому Vajrapani, держащему в руках молнию (ваджру), принятую китайцами за пагоду — с ней он часто изображается (см. No Cha).

Паган — город тысячи пагод
3671342_com_bagan017 (700x525, 70Kb)Пагоды Солнца и Луны (Sun-Moon Towers) — Золотая и Серебряная, построены в центре города Гуйлинь, на озере Shan.
Золотая пагода состоит из девяти этажей высотой 41 метр, серебряная немного пониже — 35 метров.
 

В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.

В Таиланде, Бирме, Шри-Ланка, Лаосе, Камбодже пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или мемориальными комплексами.

В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.

Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы.

Об архитектуре пагоды пишет Т. Григорьева в книге «Японская художественная традиция» : «В архитектуре пагоды запечатлён принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира». ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Пагода )

 

Общепринятой этимологии слова нет, наиболее обиходны следующие версии:
а). заимств. в XVIII в. < фр. pagode < порт. pagoda < хинди (исходный др.-инд.) bhagavati — «храм»
б). ~< пракритск. «бхагоди» (санскр. «бхагавати») — «священный»
в). < dhagoba — термин для культового сооружения в буддизме тхеравады < dhatu garbha — «хранилище реликвий»
г). < перс. pagoda — «дом идолов»
ступа — stupa; дагоба — dagoba, dhagoba; чортен

Тип культового и мемориального буддийского сооружения в странах Дальнего Востока. Представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н. э. (по ряду источников — в III в.). Древнейшие из китайских пагод (Сун-юэ-сы в Хэнани, 523, и др.) массивны и просты по форме; в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и лёгкими. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X—XI вв.), однако наиболее распростанены кирпичные постройки. Для Кореи характерны каменные пагоды без внутренних помещений. Древние деревянные пагоды, восходящие к VII в., сохранились в Японии.

Вавилонский зиккурат, египетская пирамида, теокалли — ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке и буддистская ступа в том числе относятся к типу символических сооружений «гора-храм». Образ Священной Горы как центра мира, axis mundis — наиболее значительный и фундаментальный архитектурный символ. Её ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса (и связь с ними), а их уменьшающиеся размеры — движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство.

Буддизм

Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступеням духовного просветления. Вероятно, что ступенчатые пагоды являются повторениями индуистского храма близ Пешавара, который можно считать прототипом как для конусообразных ступ, так и для священных походных курганов, служащих схематическим выражением представлений о мироздании. Шпиль, венчающий пагоду, символизирует вознесение Будды и выход из круга сансары.

Пагода, или ступа, индийского происхождения, и отмечает то место, где святые люди, или Sharira (санскр.), были преданы земле. Пагоды сооружались в честь религиозных деятелей как символ добрых предзнаменований. Они служили и как сторожевые башни. Существует легенда, что после смерти тело Будды кремировали и разделили пепел на 84000 частей, каждая из которых хранилась в разных частях Востока; пагоды отмечали каждое такое святое место. Неповрежденные огнем части тела были захоронены.

Пагоды представляют собой, как правило, девяти- или семиярусные сооружения круглой или восьмигранной формы:
«Несмотря на то, что Будда не почитается сейчас в Индии, он считается девятым воплощением Вишну. Возможно, девятиярусные пагоды имеют отношение к этому обстоятельству, хотя истинное значение числа не установлено. Встречаются и семиярусные пагоды; количество ярусов указывает на семь Будд, существовавших в разное время».
Davies. The Chinese, Vol. И, p. 83
Китай

Пагоды иногда сооружаются с целью положительного влияния на местность; небольшие каменные пагоды в форме китайской кисточки для письма часто воздвигаются с целью улучшить Feng-shui местности.
«В большинстве случаев пагоды имеют двойные стены; между наружной и внутренней существует лестница, ведущая на крышу. На каждом ярусе есть вход во внутренние помещения. … Самой прекрасной пагодой, когда-либо сооружавшейся в Китае, считается фарфоровая башня императора Yung Lo (1403—1425) в Нанкине, воздвигнутая в честь его матери. Это уникальное сооружение строилось в течение девятнадцати лет и стоило 200000 фунтов; через 450 лет после её сооружения пагода была разрушена во время восстания мятежниками Taiping в 1856 г.»
Douglas. China, pp. 188-9

В пантеоне китайского буддизма обнаруживается «Носящий пагоду» бог (?), который соответствует индийскому Vajrapani, держащему в руках молнию (ваджру), принятую китайцами за пагоду — с ней он часто изображается (см. No Cha).

Паган — город тысячи пагод
3671342_com_bagan017 (700x525, 70Kb)

http://turj.ru/blog/history/1544.html
http://omyworld.ru/569

Источник: www.liveinternet.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.