Птица пава

Птица пава

ПАВЛИН в символизме 02.08.2011

ПАВЛИН в символизме

ПАВЛИН в символизме — сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина — причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов.
Декоративная птица, благодаря роскошному веерообразному хвосту, считалась символом Солнца.
Вместе с китайский фазаном (который относятся к тому же семейству) были в древней Европе экзотическими птицами, и, возможно, повлияли на художественное описание легендарной птицы Феникс.
В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде, подарила ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса.
влины широко известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства, идеального создания. В Др.Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора.
Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). Как буддийская эмблема Авалокитешвары (Гуань-инь — в Китае) павлин символизирует сострадательную предусмотрительность.

Птица пава

ПАВЛИН — символ гордости, эмблема красоты и бессмертия. Во многих странах павлин считался королевской птицей, а индусы почитают его как священную.
В то же время павлиний хвост, усеянный "глазами", с древности обозначал космос и звездное небо и соответственно является эмблемой гордости, бессмертия, красоты и бесстрашия.
Павлин считается также символом мудрости. Из наблюдения, что мясо павлина не гниет, выросло убеждение в том, что павлин символизирует бессмертие, потому что духовная природа человека подобно плоти этой птицы, не поддается распаду.

Птица пава

Веер из павлиньих перьев в буддийской мифологии — символ сострадания и атрибут некоторых будд.
В Китае — павлин — это достоинство, высокий ранг, красота. Атрибут Гуань-инь и Сы Ван-Му. Перо павлина вручалось при получении высокого ранга за заслуги и означало благосклонность императора.
Павлина разводят во многих районах Китая. Впервые павлин был найден в отдаленной провинции на юге страны. Вероятнее всего, эта птица была привезена в Китай с Малайского полуострова, но тем не менее люди издавна знают и почитают ее.


Птица пава

Эта птица является эмблемой красоты и достоинства. Красивые хвостовые перья павлина являлись отличительным знаком чиновников, начиная с династии Ming, но с началом периода Республики (1918) подобные знаки были отменены. Павлиньими перьями награждались за определенные заслуги, и, как и многие другие знаки отличия, их можно было приобрести за деньги или получить в награду за благотворительность. На этих перьях было по три, два или одному "глазу", или круглой отметине, в зависимости от присуждаемой награды. Без сомнения, использование павлиньих перьев ежегодно требовало разведения большого количества птиц.

Красавица-дочь военачальника Тоu I, 562 г. н.э., нарисовала павлина на щите и объявила, что выйдет замуж за человека, сумевшего дважды на бегу попасть в мишень. Претендентом на руку девушки оказался первый император династии T’ang, чьи стрелы проткнули глаза птицы. С тех пор термин "стрельба по мишени с птицей" стал синонимом выбора мужа.


Какое гордое творенье,
Хвост пышно расширяя свой,
Черно-зелены в искрах перья
Со рассыпною бахромой
Позадь чешуйной груди кажет,
Как некий круглый, дивный щит?

Лазурно-сизы-бирюзовы
На каждого конце пера,
Тенисты круги, волны новы
Струиста злата и сребра:
Наклонит — изумруды блещут!
Повернет — яхонты горят!

Не то ли славный царь пернатый?
Не то ли райска птица Жар,
Которой столь убор богатый
Приводит в удивленье тварь?
Где ступит — радуги играют!
Где станет — там лучи вокруг!
(Г. Державин)

Источник: http://www.liveinternet.ru/

Тауси Малак и образ Павлина в религии езидов

С образом Малаки Тауса связаны наиболее противоречивые сведения. Ряд путешественников считали езидов "дьяволопоклонниками" только на основе того, что они почитают Малаки Тауса. Неосведомленные авторы издавна называли его "олицетворением зла", а езидов считали в этой связи "поклонниками дьявола". Подобное утверждение плод глубокого заблуждения, не имеющего ничего общего с представлениями самих езидов об этом архангеле. Александр Сергеевич Пушкин в "Путешествии в Арзрум" пишет:


"Общество наше было разнообразно. В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей и жители земель недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого Бога. . . Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются" Малаки Таус, или Тауси Малак "Ангел-Павлин"), занимает верховное положение в езидской космогонии: до сотворения мира он был создан Творцом первым из семи Архангелов, а затем поставлен "правителем над всеми".

Птица пава

В связи с тем, что иногда Тауси Малака называют "ангелом веры", его можно сравнить с зороастрийским Сраошей духом веры, дисциплины и религиозного набожного послушания. Изображается Малаки Таус в виде павлина или реже петуха, чей образ символичен в езидизме и играет очень важную ритуальную роль. Петух является символом Франции, унаследованным от древней кельтской культуры галлов. В восемнадцатом фрагарде "Видевдата" одной из книг Священной книги зороастрийцев Авесты несколько строф посвящено воспеванию птицы Сраоши Пародарш, петуха, который в зороастризме противостоит дэву лени "долгорукой" Бушьясте. Малаки Таус не представляет собой зло, как часто пишут мусульманские авторы, называя его дьяволом.


Немилость Бога к Тауси Малаку объясняется по-разному и имеет несколько истолкований: По одной версии он отошел от Бога из гордости, не желая поклониться созданному человеку. По основной версии неповиновение Малаки Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю. Согласно езидским представлениям, он отказался поклониться Адаму поскольку его Творцом является Господь, и он поклоняется только Ему и не кому больше. Тауси Малак связан с солнечным началом.

Птица пава

Изображение этого архангела в виде павлина соотносится с солярной символикой этой птицы в различных мифологиях. Мифопоэтический образ павлина, основанный на внешних особенностях этой птицы (например, форма и красочная расцветка хвоста), покрывает широкий спектр астральной символики от космоса в его полноте и звездного неба до солнечного круга. В Иране метафорическое название Солнца Tavus-e Falak (Небесный Павлин. В Древнем Египте павлин символ Гелиополиса города, в котором находился храм Солнца. В Древней Греции павлин символ Солнца.

В исламе хвост павлина олицетворял универсум, полную Луну или Солнце в зените. В катакомбной живописи ранних христиан павлин был одним из основных религиозных символов. Он также символизирует святых, поскольку его раскрытый хвост напоминает нимб. В раннем христианстве изображение павлина было окрашено солнечным символизмом и воспринималось как символ бессмертия и красоты нетленной души.


Довольно часто павлин появлялся на изображениях пещеры в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение. Павлин является одним из непременных атрибутов в индуизме это солнечная птица Индии. Рисунок раскрытого во всей красе хвоста павлина воспринимается в индийской мифологии как картина звездного неба. Это птица например Будды, но также выступает в роли богини мудрости, священного знания, поэзии и музыки Сарасвати.

Иногда Сарасвати жену Брахмы изображают едущей верхом на павлине с полностью распущенным хвостом. Перья хвоста символизируют не знающие сна глаза, которые видят все. В езидизме существует еще один символический образ: два павлина, стоящие друг напротив друга с двух сторон ствола дерева Дерева Жизни, или "космического дерева".

Этот символ пришел к мусульманам, а от них на Запад, из Древнего Ирана и означает дуализм и двойственнуюп рироду человека, черпающего силу в принципе единства. В основе мифологического образа петуха вомногих традициях мы также просматриваем его связь с Солнцем: в большинстве традиций он связан с божествами утренней зари и Солнца, небесного огня. Езиды, как и зороастрийцы, почитают Солнце как источник жизни и видимое присутствие Бога в мире, а огонь как проявление природы Солнца на земле, за что их иногда называют "солнцепоклонниками" или "огнепоклонниками".


Павлин в славянской мифологии

Жар -птица — в славянской мифологии огненная птица размером с павлина. Перья ее светят голубым светом, а подмышки малиновым.
Живёт Жар — птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней. У Жар — птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие.

Птица пава

У Жар — Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг. Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.

Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар — птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар — птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Птица Пава в русских орнаментах

Птица пава

Длинные перья хвоста павы понимаются как лучи, то есть символически это — птица-Солнце.
и этом иконография павы очень разнообразна — в разных областях павам меняли пропорции, увеличивали или уменьшали хвост, добавляли хохолок на голове (иногда изображавший Солнечное колесо), и.т.п. Есть даже сюжеты с Девой-Солнцем, сидящей на птице с пышным хвостом. Древние варианты "солнечной ладьи" (символа вечного движения Солнца по небу) также имеют птичьи головы, которые в более позднее время заместились на лошадиные.

Птица паваПтица пава

Источник: http://gnozis.info/?q=book/export/html/7484

Теги: 

Источник: ayurvedaplus.ru

Расписывая различные предметы, мастера украшали их не только орнаментальными мотивами, но и создавали сюжетные композиции, изображая сцены из повседневной крестьянской жизни. Обращались, прежде всего, к сценам труда. Пахота, уборка урожая, кормление домашней птицы, изображение коня — верного помощника крестьянина и других животных — таковы сюжеты северной народной росписи. Широко распространены также сюжеты, отразившие мечты о счастливой и благополучной жизни: чаепития, свадьбы, выезды, гулянья и т.п.
Развитие бытовой сюжетной живописи неразрывно связано с общим направлением развития русского народного искусства в XVIII-XX веках.
мотивы в целом перекликаются с орнаментом резных деревянных бытовых предметов, пряничных досок, прялок, с вышивкой, лубком, резьбой по кости и пр. Поскольку многие художники, расписывающие эти предметы и сооружения, также принимали участие в церковных росписях тяблов, стен, покраске фасадов и прочего, то семантика росписей может носить как традиционно присутствующий языческий характер, порой забытый в реальной крестьянской жизни, так и христианское содержание.
Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил. Это многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих природных явлений и событий жизни человека. Наибольшее значение получил образ солнца.

Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку. Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно. Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные с образами многих птиц и животных, свидетельствует о принадлежности этих символов к небесным силам.


Громовой знак — резное или рисованное изображение шестилучевой розетки. Встречается под крышей на фронтонах изб, на прялках. Связан с древним святилищем славянского бога грозы Перуна, которое имело подобную форму. Был призван охранять дом от пожара, В более поздние времена трансформировался в шестилучевую звезду, которую и сейчас можно увидеть на фасадах старинных зданий.

Птица пава

Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях.
Белая береза — иногда это образ невесты, за которую сватается дуб — жених.
Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне.
Сладкие плоды и ягоды — образы любви. «Рвать яблоки, есть виноград» означало «любить», а вишню — «свататься или брать замуж».
Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка.

В Заонежье, на Пудожском берегу, на Онеге, Мезени, Ваге, Устье, в Каргополье, в Белозерском крае и ряде других районов было принято украшать дома, прялки и другие предметы росписью с мотивами букетов, гирлянд, вазонов, цветущих деревьев. Значение этих рисунков связывалось с пожеланием счастья. Идею вечности жизни народные художники выражали, рисуя известный им по поморским рукописям фантастический росток «крин» — символ весеннего возрождения природы в искусстве Древней Руси, или же выбирали никогда не виданные ими цветы: розу — «царицу цветов» или тюльпан — «цветок молодости».
Мотив вазона получил большое распространение в народном искусстве. В XVI-XVII веках этот рисунок встречался на изразцах, в рукописях и других предметах прикладного искусства Восточной Европы. Трактовка вазонов, их живописная форма встречается самая различная.

Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе «волосами» земли. Земля же имела в представлении крестьян некоторый антропоморфный характер, о чем говорит выражение «кормилица — мать сыра земля», термин «сыра» указывает на неразрывную связь с водой. Вода изображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера, начиная с эпохи неолита. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ «древа» в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.

Древо жизни в окружении животных и с поющими на нем птицами, — старинный и любимый народный сюжет. Символическим изображением Древа изначально был «крин» — проклюнувшееся зерно. Такое изображение характерно для мезенской и пермогорских росписей. В городецкой — это чудо-дерево с растущими от одногокорня разными цветами, а в хох-ломской — растущими с одной веткикалинками-малинками. Наиболее очевидна идея Древа в городецкой росписи: по обестороны два коня — «каждой твари по паре», плотская ипостась, а на вершине —воплощенная птицей душа.

Вот как выглядят Древа жизни в разных росписях

Городецкая
Птица пава

Мезень

Птица пава

Пермогорье

Птица пава

Хохлома

Птица пава

В орнаменте широко представлены образы птиц.

Птицы часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство. В образах птиц олицетворялись души умерших. Изображение птицы на прялке считали символом невесты, всадника или коня — символом жениха (прялку дарили на свадьбу невесте).

Лебеди (утки) — наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем и водной стихией. Утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду.
Очень часто эти образы находятся в окружении знаков солярной символики (круги, розетки, ромбы). Их изображения встречаются также в скульптуре, в ковшах, уточке-солонице, в вышивке, в резьбе жилых домов (охлупни, курицы, крюки-курицы) и т.д. Как правило, эти образы в народной росписи, в частности в жилом зодчестве, изображаются симметрично относительно «древа жизни» или какой-либо другой композиции. Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними были связаны представления народа о счастливом браке, и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века. Роль гуся как обрядового, свадебного блюда отмечалась у многих народов: он считался символом плодовитости. Жених и невеста в песнях часто сравниваются с селезнем и утицей, с лебедем и лебедушкой. Таково же отношение народа к петуху и курице, которые издавна почитались славянами как первовестники солнца. Их почитание в народе было выражено в разных формах.

Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях.
Его изображение было известно в искусстве античного мира, Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто образы этих птиц в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Нередко павы в образах народа рассматриваются как петухи, утки или кукушки.

В росписях Севера встречаются изображения орла, который, как правило, воспроизводится сидящим со сложенными крыльями и с характерным поворотом головы (в профиль). В росписях домов встречаются также образы голубей. Это могут быть парные голуби, летящие вместе, а чаще всего сидящие на ветках среди цветочных узоров. Символика этих птиц — также любовная, брачная.
Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы. Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения.

СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ — всевозможные круговые, крестообразные изображения,символизирующие солнце. В мезенской росписи они часто выражены свастиками(другое название «движущийся крест» — древнейший знак коловорота, движения солнца).
Солярный знак, заключенный в форму ромба, называется «пряник».

Птица пава

Птица пава

Также к солярным знакам в пермогорской росписи относят и вписанную в круг Птицу Сирин. Некоторые исследователи даже считают, что положение крыльев птицы указывает на разное положение солнца на небосводе: распростертые — зенит, приподнятые — восход, сложенные — закат.

Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей.
Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье.

Во времена языческого поклонения божественным силам природы Сирин изображали с открытой грудью. Она как бы воплощала собой кормительницу рода, женское начало природы. После принятия христианства образ ее был несколько изменен, она превратилась в божью посланницу. Рядом с изображением Сирин писали:
«Райская птица зовомая Сирин, Глас ея в пении зело силен».
И хотя она и прилетала раз в столетие из Рая, ее надо было вовремя заметить и «перекричать», чтобы легковерные люди не прельстились на заманчивые песни и посулы и не пошли бы за ней следом, отчего обязательно бы погибли.
Мораль была такова: птица посылалась во искушение, но всякий должен оставаться на земле и делать свое дело до срока, пока Господь сам тебя не призовет. Поэтому часто можно увидеть птицу, смотрящую на нас строгим, испытующим взглядом. Традиционно птица с раскрытыми крылами символизировала власть солнца, а помещенная в круг (солярный знак), как бы усиливала это значение. Такое изображение очень типично для северных прялок, оно означало пожелание благополучия и счастья в доме.

Птица пава

Птица пава

Птица пава

Птица пава

Птица пава

Алконост — птица печали. По сказаниям, пениеэтих птиц поражало людей. Их изображения, например, в вышивке, почти одинаковы.Поскольку эти птицы подчас олицетворяли радость жизни, в народном искусстве онипревращались в сказочную жар-птицу. Сирин всегда возвышался над изображением бытовых сцен в прялочных росписях — выезда на санях, в карете,- неизменно паря над всем. В древности образ Сирина выражал идею ростажизненных сил, идею жизни. Культ этой птицы продолжал существовать и вхристианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. Его охранительная рольосталась в символике росписей, соединившись с домашним, земным пониманием счастья.

Птица пава

Олень (лось) — знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.
Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречаются в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов, в основном на реке Мезени и в Коми.

Птица пава

Лев — страж дверей, сундуков и прочей утвари. Встарину художники знали и любили легенду о пустыннике и льве. Как-топовстречался отшельнику в глухих местах лев. Он страдал от попавшей в лапу занозы и страшно ревел. Но пустынник не испугался и помог ему. Благодарный лев не пожелал расстаться с добрым пустынником и поселился вблизи его обители. Он даже перешел на растительную пищу и стал помогать людям. Вот и рисуют часто льва-вегетарианца с листиком вместо кисточки на кончике хвоста и большими человеческими глазами. Изображались они стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.

Птица пава

Птица пава

Грифон — мифическое существо, олицетворение высших сил, союза неба и земли. Голова и крылья у него орлиные, а туловище — льва. Еще в книге XVIII века о природе Грифона описывали как реального обитателя сибирских лесов, стража природных запасов золота и серебра.

Грифон. Великий Устюг 17 век

Птица пава

Русалка-берегиня — хранительница вод. Ее распущенные волосы символизировали волны, а открытая грудь — питательную влагу Матери-Природы. В руках она держит водяные лилии.

Птица пава

Единорог — конь с рогом на лбу — также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к XV веку. Единорог(индрик) — «У нас индрик-зверь всем зверям отец…». Древний символ целомудрия,морального совершенства, Луны. Изображение единорога у Древа жизни вместе со львом, символом Солнца, символизировало женское и мужское начала. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья.
Единорог — мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя- единорога, причем, по преданию, он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам, единорог — могущественное неведомое божество — становится царем подземного царства.

Единорог. Великий Устюг 17 век

Птица пава

В росписях широко распространены бытовые сцены, например, сцены охоты. Эти изображения также имеют определенный символический смысл: фигура охотника — это жених, птица на дереве — это невеста, а вся сцена означает, что жених охотится за невестой. На прялках иногда помещали и охотника с птицей в руках — сцену, символизирующую благополучный результат охоты. Эти предположения подтверждаются данными фольклорных исследований: в причитаниях невесты перед свадьбой звучали слова ее прощания с «девичьей волей»; она сравнивается с птицей, а жених упоминается в роли охотника.
Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы борокско-тоемско-пучугской группы деревень любили применять при росписи прялок. Кроме свадебного катанья (обычно в сочетании с ним) здесь можно встретить сцены крестьянского труда — прядение, тканье, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице и сцены отдыха, винопития и чаепития. На оборотной стороне прялки наиболее часто (причем у разных мастеров в разных местах этой округи) видим в полукружии многоцветную фигуру всадника в петровском кафтане и на красном коне. Иногда над ней белое свободное место, куда пряха могла прилаживать зеркальце. Вместо всадника иные мастера писали коня или двух коней, а то и всадника, за которым гонится лев. На одной прялке изображена простодушно написанная сцена схватки двух воинов в античных доспехах…

Материал взят с сайтов — http://www.cultnord.ru/Simvolika_severnoj_rospisi.html и http://www.webartplus.narod.ru/folk177.html

Источник: smittik.livejournal.com

Зверь лютый — лев

В символизме льва заключены многие качества, привлекающие мужчин, выбравших военную стезю. В глазах людей лев — зверь с неудержимой силой и энергией, в то же время сдержанный и независимый.

Это существо, неудержимое в бою, всегда упорно и последовательно приходит к победе. Зверь лютый, изображен и на чернильнице (А).





Дополнительные детали пояса
Образ «Лютого зверя» — льва, широко использовался при изготовлении украшающих пояса накладок. До нашего времени дошла традиция подобных украшений, портупеи офицерских кортиков украшаются подобными накладками.


Интересным примером является рисунок на пряжке для крепления ремней подвеса. Стоящий воин с мечом в левой руке и ножнами в правой (А), является измененным зеркальным отражением рисунка архангела Михаила на нательных и наперсных крестах XV — XVI веков (Б).

Индрик зверь — Единорог

В «Азбуковниках» из России ХVI – ХVІІ веков индрик-зверь был показан непобедимым ужасным зверем, больше напоминающем змея, вся сила которого заключалась внутри единственного рога: «Индрик-зверь имеет на голове могучий и большой рог, ужасный и непобедимый; без рога же он не бывает в силе».

Как и многие сказочные существа он представляет собой соединенный образ двух разных мифических существ — живущего под землей чудовища с одним рогом, представление о котором сложилось от находок в земле бивней мамонта и многовековой традиции Европы с представлением об этом звере как олене с рогом во лбу и конской гривой. Единорог считался символом силы и непорочности, а изловить его была способна лишь девственница.

В символике изображений на пряжках единорог достаточно частый персонаж, особенно в паре со львом — «зверем лютым». Эти два символических зверя часто использовались в геральдике. Самый яркий пример — в качестве держателей щита с гербом Великобритании. Подобное изображение широко известно на русских чернильницах XVII века.

Интересным примером является пряжка, где Единорог побеждает дракона. Побежденный дракон находится под ногами зверя, чем напоминает сюжет со святым Георгием (А).

Лев и единорог

На пряжках единорог и лев встречаются в трех вариантах. В первом варианте они изображаются вместе у Древа Жизни (А). Во втором варианте древо отсутствует (Б). Как правило, эти изображения близки западной традиции изображения персонажей.



Однако, по мере подражательного изготовления пряжек, изображения приобретают русские черты (В). В третьем варианте лев и единорог соседствуют на отдельных половинках пряжки и имеют чисто русское воплощение.

Китоврас — Полкан

Об этом персонаже говорится:«…днем он царствует над людьми (в царстве Лукоморье), ночью же оборачивается зверем Китоврасом и царствует над зверьем».

Как и некоторые другие персонажи, образ Китовраса заимствован из древнегреческой мифологии, это кентавр — получеловек-полуконь. Другое его название — «Полкан (полуконь)». Популярны были на Руси повествования о царе Соломоне и Китоврасе.

Сокол — Финист, Вольга, Волх

Этот персонаж, представленный на половине пряжки, имеет древнейшие корни в языческой мифологии славянских племен.
Войдя в русский фольклор под разными именами и в разном обличии, он олицетворяет собой глубинный образ крылатого бога Рода — создателя мира, именно отсюда вытекает и некая свастичность в облике самой фигурки на пряжке XVII века. Образы орла и сокола частично переплетаются во времени, это хорошо прослеживается в различных мифах и сказках. Образ Рода в виде орла известен в поздних мифах и отражает борьбу и победу Создателя Мира над древним богом Ящером, подчинение Ящера Роду и исполнение им своих обязанностей по обеспечению непрерывности солнечного цикла под присмотром Рода.

Благородство и бесстрашие этой птицы способствовало желанию князей выбрать сокола-сапсана своим тотемом, ставшим в дальнейшем гербом или частью герба. В сказочном варианте в сокола мог превращаться богатырь Вольга Святославича или Волх Всеславьевич, продолжая сражение с врагом в этом образе. Изображение на половине пряжки соответствует именно этому образу сокола-воина. Еще одним персонажем русских сказок обращающимся в сокола, является Финист Ясный Сокол. Но лиричность этого образа отражает больше женское восприятие этой прекрасной, гордой и смелой птицы.

Бова Королевич

Гвидон, Додон, Салтан, Полкан. Эти персонажи знакомые нам по сказкам А. С. Пушкина попали в его поэзию из «Гистории о некоем храбром витязе и о славном богатыре о Бове Королевиче». Эта средневековая авантюрно-приключенческая повесть, нашедшая свое воплощение даже в символике поясных пряжек второй половины XVII века пользовалась огромной популярностью. На представляемой пряжке, известной автору пока в единственном экземпляре, мы видим сидящего на богатырском коне всадника в короне, в правой руке у него меч-кладенец.

Ленточная надпись представляет персонаж — «БОВАКОРОЛ» (А). К сожалению прочесть надпись далее не удалось. Правая половина пряжки могла нести как зеркальное изображение первой, так и изображение «Китовраса — Полкана», с которым
сражался Бова.

Другое изображение скачущего всадника автору известно только на круглых медальонах ключей-застежек, причем в варианте с хорошим профессиональным рисунком (А) и в примитивном варианте (Б). Учитывая общие тенденции в изображениях на пряжках этого типа, есть вероятность того, что пряжки с таким изображением скачущего всадника существовали.

Сирин, Алконост и другие птицы

Алконост – так называли птицу любви и вечной тоски. Когда человек слышал пение Алконоста, от восторга он забывал всё на свете. Но ничего плохого людям Алконост людям не делал.

Феникс – птица, которая своим пением ставила на ноги больных и возвращала зрение слепцам. Она ела золотые яблоки, которые дарили вечную молодость, здоровье и бессмертие.

Сирин – тёмная птица, несущая смерть из подземного мира. И именно изображение Сирина чаще других мифологических героев использовалось в народном искусстве в качестве украшения различных предметов.

Павлин, которого часто можно увидеть в различных композициях народных росписей – это птица-пава. Изображение этой птицы известно ещё с античных времён – оно встречалось и в Киевской Руси, и в Византии. Интересно, что птица эта была только женского рода. На росписях можно увидеть этих птиц, стоящих по разные стороны дерева или куста. Как правило они изображены крупным планом. Иногда в народных изображениях павы можно узнать петуха, кукушку или утку. А вот это изображение больше напоминает журавля.

С течением времени образ Сирина был несколько нивелирован и отошел от греческого первоисточника. Эта сказочная птица перестала быть вестницей беды, а трансформировалась в своеобразный оберег и защитника. Её изображали на шкафах и сундуках, чтобы помогала сберечь добро, а также на женских украшениях – чтобы защищала их владелицу от сглаза и порчи.

Образ птицы Алконост претерпел неожиданные превращения на русской почве, она стала птицей печали. Так же изменила своё предназначение и другая птица радости — Гамаюн, она стала предсказательницей и символом мировой мудрости. В
образе птицы Феникс (Жар птицы) сплелись различные корни, эта райская птица (павлин) стала символом воскресения у
христиан и персонажем народных сказок.

Самсон, разрывающий льва

Образ Самсона на Руси был аллегоричен и использовался при чеканке монет. Как отмечали в своих исследованиях О. П. Мамонтова и В.В. Зайцев на московских деньгах, которые чеканили во второй половине 1620-х годов, изображали Самсона, которые борется со Львом. Этот сюжет для монет был широко распространён на закате правления великого московского князя Василия Дмитриевича. Популярность сюжета о Самсоне, который расправился со львом, обоснована исторически – этот образ стал символом юного сына и наследника Василия Дмитриевича.

В то время Василий I предпринимал серьёзные усилия, чтобы упросить княжескую власть, и всё для того, чтобы закрепить наследственные права собственного сына. А изображение на оборотной стороне монет Самсона должны было сформировать у людей образ юного наследника как героя, которые готов к совершению подвигов и сможет победить «иго иноверцев».

Историки отмечают, что, хотя изображение Самсона на деньгах XV века несколько схематично, высока вероятность того, что именно этот образ и сюжет был позаимствован для пряжек в XVII веке.

Грифон

Грифоны — грозные крылатые существа, олицетворяющие собой высшие силы нашего мира. Они наделены такими качествами, как могущество и сила, бдительность и неотвратимость праведной кары. Тем не менее, в представлении русского народа грифоны изначально относятся благожелательно к человеку. Внешне — это мифическое чудище с телом льва, но голова и крылья у грифона орлиные. Являясь симбиозом образов двух царственных зверей, грифон символизирует власть над главными сферами мирового бытия: орел повелевает воздухом, а лев царствует на земле.

Нередко в сказаниях и легендах разных народов грифон является стражем и воином. Мифическое существо стоит на страже Древа Жизни, богатства или мистических знаний. Не просто так сюжет «полёт царя Александра» (Македонского) на грифонах был популярен на Руси и во всём христианском мире.

Автор: А.Н.Спасённых

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Научная классификация:

Вид: Павлин

Семейство: Фазановые

Род: Павлины

Класс: Птицы

Отряд: Курообразные

Тип: Хордовые

Царство: Животные

Домен: Эукариоты

павлин

Широко распространены павлины в Пакистане, Индии, Бангладеш, Непале и Шри-Ланка. Чаще всего обитают на высоте в 2000 и более метров над уровнем моря. Предпочитают джунгли и леса. Также встречаются вблизи деревень. Любят берега рек, кустарники. Не будут располагаться на открытых территориях или наоборот в густых зарослях.

павлин

Широко распространены павлины в Пакистане, Индии, Бангладеш, Непале и Шри-Ланка. Чаще всего обитают на высоте в 2000 и более метров над уровнем моря. Предпочитают джунгли и леса. Также встречаются вблизи деревень. Любят берега рек, кустарники. Не будут располагаться на открытых территориях или наоборот в густых зарослях.

Птица пава

Павлин был одомашнен человеком. В старые времена охотились на павлинов из-за их красивых перьев, подавали их на стол, употреблялись и их яйца. На сегодняшний день их также можно часто встретить в неволе.

Индусы считают павлинов священной птицей и верят в их способность предупреждать своим криком о приближении грозы, змей и тигров.

Анатомия павлинов

Длина тела павлина составляет в среднем 100-125 см, при этом длина хвоста обычно составляет примерно около 50 см, а вот длина перьев надхвостья составляет 120 -150 см. При этом примечательным фактом является то, что сам хвост павлина серый и довольно короткий. А вот именно перья надхвостья павлина и являются тем самым знаменитым украшением птицы. Такие перья украшены на концах «глазами» и могут достигать в длину до 1,5 метра. Самец весит приблизительно 4 кг и чуть более. В отличие от самцов, самка павлина имеет меньший размер, менее яркую окраску и не имеет удлиненных перьев над хвостом.

павлин и самка

Хвост у павлина выполняет еще и защищающую роль. Как только павлин замечает опасность, он распускает свой хвост. Огромное количество разноцветных глаз способно сбить хищника с цели. Также хвост помогает самцу привлечь свою самку во время брачных игр. Вот только в сентябре хвост павлина начинает терять свое оперенье для того, чтобы весной снова предстать во всей своей красе.

павлин

Хвост у павлина выполняет еще и защищающую роль. Как только павлин замечает опасность, он распускает свой хвост. Огромное количество разноцветных глаз способно сбить хищника с цели. Также хвост помогает самцу привлечь свою самку во время брачных игр. Вот только в сентябре хвост павлина начинает терять свое оперенье для того, чтобы весной снова предстать во всей своей красе.

Птица пава

Голос у павлинов не так привлекателен, как их внешность. Он совсем не похож на щебетание, скорее на резкий крик или скрип. Чаще всего кричат павлины перед дождем. А во время брачного танца самцы наоборот хранят молчание.

Ученые считают, что павлины способны своими удлиненными надхвостовыми перьями издавать инфразвуковой сигнал, который не способно различить человеческое ухо.

Чем питаются павлины?

Основным источником пищи у павлинов являются зерновые культуры. Именно поэтому павлины могут обитать недалеко от деревень – они делают набеги на поля, тем самым нанося ущерб урожаю. При своем длинном и пышном хвосте, эти птицы довольно ловко и быстро передвигаются по траве и кустарникам.

павлин

Также павлины употребляют в пищу ягоды в большом количестве, иногда могут проглотить змею или мелких грызунов. Употребляют в пищу и молодые побеги травы.

Размножение павлинов

Павлины являются полигамными птицами. Один павлин сразу живет с целой группой самок, которая может включать в себя до 5 особей. Для того чтобы привлечь самку, самец павлина распускает свой хвост и ходит перед самкой. Когда самка обращает внимание на самца, он отворачивается и показывает свое безразличие. Затем снова распускает хвост и так до тех пор, пока пара не сойдется. Сезон для размножения у павлинов составляет с апреля по сентябрь. В одной кладке самки откладывают до 10 яиц. Высиживают самки яйца 28 дней.

павлин и птенцы

Также павлины употребляют в пищу ягоды в большом количестве, иногда могут проглотить змею или мелких грызунов. Употребляют в пищу и молодые побеги травы.

Размножение павлинов

Павлины являются полигамными птицами. Один павлин сразу живет с целой группой самок, которая может включать в себя до 5 особей. Для того чтобы привлечь самку, самец павлина распускает свой хвост и ходит перед самкой. Когда самка обращает внимание на самца, он отворачивается и показывает свое безразличие. Затем снова распускает хвост и так до тех пор, пока пара не сойдется. Сезон для размножения у павлинов составляет с апреля по сентябрь. В одной кладке самки откладывают до 10 яиц. Высиживают самки яйца 28 дней.

Птица пава

Птенцы довольно остро реагируют на холод и влагу. Самка павлина довольно долго оберегает и находится рядом со своим потомством.

До 1,5 лет самец павлина не имеет удлиненных перьев над хвостом и ничем особо от самки не отличается. Свой легендарный хвост самец отпускает примерно к трем годам жизни. Продолжительность жизни павлинов в среднем достигает 20 лет.


Виды павлинов:

У павлинов существует всего два вида: Павлин обыкновенный (индийский) и Зеленый (яванский) павлин. Также были проведены опыты и эти два вида были скрещены. В результате появился новый вид павлинов, который способен давать потомство.

Различаются эти два вида павлинов окраской. Обыкновенный павлин имеет синий окрас шеи, серые крылья и пестрый хвост. Существует еще чернокрылый павлин, который имеет синие крылья и черные плечи. Встречаются в природе полностью белые павлины. При этом они не являются альбиносами.

Обыкновенный павлин

индийский павлин

Чернокрылый (черноплечий) павлин

чернокрылый (черноплечий) павлин

Чернокрылый (черноплечий) павлин

Птица пава

Белый павлин

белый павлин

Источник: mirplaneta.ru

«В горделивой красе павлина величие божье»

(Уильям Блейк)

«Воробей жалеет павлина за то, что у него такой тяжелый хвост»

(Рабиндранат Тагор)

«Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа»
(Фаина Раневская)

Pavlin1

Источник: mirplaneta.ru

«В горделивой красе павлина величие божье»

(Уильям Блейк)

«Воробей жалеет павлина за то, что у него такой тяжелый хвост»

(Рабиндранат Тагор)

«Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа»
(Фаина Раневская)

Птица пава

Павлины (семейство фазановые, отряд курообразные) по праву считаются одними из самых великолепных птиц в природе, благодаря огромному веерному глазчатому «хвосту», который самцы распускают в брачных танцах перед самками, и также иногда отпугивают этим «многоглазым» шлейфом врагов.

За красивый хвост у павлина ошибочно принимают сильно развитые кроющие перья, которые с давних пор являлись объектом промысла людей. Этими роскошными перьями украшались шляпы и шлемы средневековых рыцарей, а богатые дамы часто декорировали ими свои парадные наряды.

Pavlin13

Павлины являются крупными птицами: длина их тела достигает 100-120 см, хвоста 40-50 см, удлиненное глазчатое надхвостье достигает 120-160 см. Средний вес самцов составляет 4.5-5.0 кг.

Самцы очень нарядно и ярко окрашены: голова, шея и часть груди у них синие; спина золотисто-зеленая; оперение крыльев ярко оранжевое,  а низ туловища черный. Небольшая голова у птиц расположена на изящной длинной шее и украшена изящным хохолком, похожим на корону с бубенчиками.

Самки павлинов меньше по размеру, оперение у них невзрачное (серых и бурых тонов), а хвост их лишен удлиненных перьев надхвостья.

Самым распространенным видом в природе является павлин обыкновенный (или индийский, или хохлатый), у этого монотипического вида есть ряд цветовых мутаций, основные из которых – белая и чернокрылая.

podborka-gifok-30

Ареал распространения обыкновенного павлина – Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш.

Менее многочисленным видом является яванский павлин (с тремя подвидами – индокитайский зеленый, яванский зеленый и бирманский зеленый). Яванский павлин встречается на Яве, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме и Южном Китае.

Pavlin8

Павлины обычно населяют леса и кустарниковые области, находящиеся недалеко от водоемов, избегая протяженных открытых пространств. Места обитания павлинов часто располагаются на высотах до 2000 м над уровнем моря. Также они часто селятся вблизи поросших высокой травой склонов с отдельностоящими высокими деревьями (павлины используют их для ночлега) или рядом с освоенными полями, питаясь семенами сельскохозяйственных культур.

Большую часть жизни павлины проводят на земле, быстро и ловко пробираясь по лесным зарослям и роясь в земле, что характерно для всех куриных. Длинный хвост при этом совсем не стесняет их движений. Павлины очень осторожные и пугливые птицы, в случае опасности они спасаются бегством или прячутся в кустарниках, а их яркое оперение является хорошим камуфляжем в многоцветном тропическом лесу.

Крылья у павлинов небольшие, летают они тяжело и неохотно и их странный полет иногда сравнивают с полетом драконов.

Павлины имеют громкий и резкий голос. Их крики (похожие на визг или кошачьи вопли) чаще всего можно услышать перед приближающимися дождями и в минуты опасности. Интересно, что во время брачных танцев павлины хранят молчание, однако ученые обнаружили, что эти птицы могут общаться инфразвуковыми сигналами, недоступными для восприятия человеческим ухом.

В джунглях павлины в основном питаются на земле — зернами, фруктами и растительными побегами.  Нередко они кормятся на фермерских полях, однако, поскольку эти птицы также истребляют вредных моллюсков, змей (в том числе опасных для людей молодых кобр) и грызунов, жители деревень относятся к павлинам терпимо. Также эти птицы поедают крупных насекомых, лягушек и ящериц.

Pavlin11

Павлины являются полигамными птицами – один самец живет с группой  из 3-5 самок. Половозрелыми эти птицы становятся в возрасте 2-3 лет. Период размножения у них приходится на январь-апрель (Шри-Ланка) или на апрель-сентябрь (Индия). Самка обычно откладывает 4-10 яиц в небольшую ямку, застеленную травой. Кладку насиживает только мать, и птенцы появляются на свет примерно через месяц.

Родители заботливо ухаживают за маленькими птенцами, тщательно скрывая их от хищников в густой растительности. В возрасте одного месяца молодые павлины покидают укромное убежище и выходят на открытые участки леса. Уже на второй месяц жизни по их оперению можно определить их пол, однако яркое оперение и длинный хвост самцы приобретают лишь через три года.

Естественными врагами павлинов являются тигры и леопарды.

В дикой природе павлины живут около  20 лет.

Pavlin6

Люди оценили роскошную красоту павлинов еще четыре тысячи лет тому назад. Первые упоминания о приручении павлинов получены из Индии, где в настоящее время павлин считается национальным символом.

В старинных санскритских книгах павлинов называли «гордостью творца». Будда до своего рождения считался золотым павлином и часто изображался верхом на этой птице, кроме того в буддийской религии павлин считается символом сострадания и переносит души умерших людей в рай.

Также изображениями павлинов украшают храмы и ритуальные предметы, посвященные богу Кришне и им посвящены многие мифы и сказки.

Pavlin2

В Индии павлины считались священными птицами для последователей индуизма, однако язычники, христиане и мусульмане относились к ним безо всякого почтения

Эти красивые птицы завозились из Индии за огромные деньги и считались главным украшением парков и садов Вавилона.

Также в 5 веке  павлины были завезены в Грецию армиями Александра Македонского и почитались там, как священные птицы богини Геры. Все азиатские названия павлина заимствованы из греческого языка. Эта изумительная птица упоминалась в басне Эзопа, древнегреческой пьесе птицы Аристофана

В Риме по поведению павлинов предсказывали будущее и им поклонялись, как птицам богини Юноны, хотя при этом богатые римляне широко употребляли мясо павлинов в пищу.

Pavlin10

Завезенных павлинов начали широко разводить на островах вблизи Италии, пока их количество значительно превысило спрос, и птицы упали в цене. К концу 2 века Рим был переполнен этими экзотическими птицами.

В Европу павлин были завезен из Рима и христиане почитали его, как символ воскрешения Христа.

Однако в Европе мясо павлинов употребляли в пищу и считали деликатесом до 15 века, когда он начал вытесняться индейкой после открытия Америки.

Pavlin3

Кроме того, эти экзотические птицы широко содержались в неволе в Египте, Ассирии и Аравии и считались признаком достатка и власти аристократии.

В 12 веке павлинов начали завозить в Японию и Китай, где они стали символом красоты и богатства их хозяев. Павлин даже стал эмблемой правителей династии Мингов.

В 19 веке павлинов импортировали в Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию, где они частично одичали и распространились в диких лесах.

В 20 веке и по сей день павлины являлись украшением парков  и больших усадеб многих стран и спрос на них продолжал возрастать.

Образ павлина в искусстве и религии

Feathers

Павлин появлялся в живописи, прикладных искусствах, литературе и религии на протяжении 3000 лет.

В древних культурах Индии и Ирана великолепный хвост павлина считался символом всевидящего солнца и  вечных космических циклов и олицетворял красоту, гордость, бессмертие и бесстрашие.

В Китае павлин был символом достоинства, славы и величия и его перо вручалось при получении высокого ранга за заслуги перед страной и означало благосклонность императора.

В восточном декоративном искусстве два павлина под Миртовым Деревом являлись аллегорией двух светил – солнца в зените и полную луну и являлись символом противоположностей.

В Древнем Египте павлин был символом Гелиополиса – города, в котором находился храм солнца.

Pavlin17

Древние персы считали, что бесстрашный павлин использует для украшения своего хвоста слюну убитых им змей.

Согласно древнегреческой легенде, богиня Гера подарила священному павлину тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса.

В древнем Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, в то время как орел был птицей императора.

Важный и роскошный павлин является ярким примером того, насколько могут не совпадать взгляды на мир у представителей разных культур. Если на Востоке его считали священной птицей и идеальным божественным созданием, символом царственного величия и славы, бессмертия и духовного превосходства, то в странах христианского Запада люди усматривали в павлине воплощение греховной гордости и раздутого самомнения. В России павлин был сатирическим персонажем басен, олицетворением глупого тщеславия и  самолюбования .

Stbarbara

В то же время, легенда, говорящая о том, что мясо павлина не подвержено гниению, нашла отклик и в христианской религии, где павлин также стал символом бессмертия и Воскресения Христа. В иконографии павлина часто изображали в рождественских сценах. Перо павлина, как символ бессмертия, держит в руке великомученица Варвара.

Источник: tailytales.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.