Пять элементов

Пять элементов

Тело человека – микрокосм, подобие Вселенной. Все процессы, которые происходят во внешней среде, все ее элементы и составляющие так или иначе отражены в человеческом теле.

Согласно представлениям ведических мудрецов, тело человека повторяет модель Мира. В нем, как в звуке заключены четыре аспекта существования: внешний (физическое тело), внутренний (энергетическое тело), тайный (Атма, Душа) и сакральный (Сознание).

Древние писания гласят, что в основе всего лежит Единое Сознание. Оно едино и неделимо, но способно проявлять себя в двух качествах: пассивное – как Сознание и активное – как Энергия. Эти два качества Единого Сознания порождают три гуны или производные энергии, лежащие в основе творения: саттва, раджас, тамас.

Сознание без энергии по своей сути инертно, поэтому оно порождает гуну тамас (неподвижность, инертность). Энергия по своей сути подвижна и активна, поэтому она порождает гуну Раджас (действие, движение, страсть). Равновесие энергии и сознания порождают гуну Саттва (чистота, благость, гармония), в которой присутствует взаимодействие двух единых по сути, но разных по проявлению противоположностей: в движении – покой, а в покое – движение. Саттва наиболее близка по качествам к Единому Сознанию, поэтому только через Саттву возможно возвращение в изначальное недвойственное состояние.


Из трех гун или энергий рождаются пять первичных элементов. Инертность гуны Тамас рождает твердую Землю. Подвижность гуны Раджас рождает активный Огонь. Гармоничность гуны Саттва рождает Эфир. Элемент Воды вбирает в себя пассивность Тамаса и активность Раджаса. Элемент Воздуха – активность Раджаса и легкость Саттвы.

Космическое Сознание и Изначальная Энергия есть проявление Сознания и энергии Кундалини в человеке. Три гуны – это основа существования проявленной Вселенной, в человеке определяют состояние ума и внутренней энергии. Пять элементов создают материальную Вселенную и физическое тело человека.

Пять элементов

— Земля (твердое состояние, формирует ткани тела (кости, мышцы))
— Вода (присутствует в жидкостях тела (кровь, лимфа, слюна, слизь))
— Огонь (лучистое состояние, дающее свет и тепло; в теле обеспечивает пищеварение и терморегуляцию)
— Воздух (газообразное состояние, присутствует в дыхании и переносе веществ)
— Эфир (пространство) (волновое состояние, формирующее полости тела)


Эти пять элементов могут находиться в разных состояниях. Когда всем сферам жизни уделяется должное внимание, все на своих местах, ни в чем нет избытки или недостатка, тогда элементы присутствуют в необходимом и достаточном количестве и находятся в гармонии и равновесии. Когда чему-то уделяется большее внимание, а что-то совсем упускается из жизни, тогда одного элемента может быть слишком много, а другого – слишком мало, соответственно, один элемент находится в избытке, другой – в недостатке, что влечет за собой нарушение равновесия в теле и уме и, как следствие, развитие заболеваний, возникновение препятствий и трудностей в реализации планов, бесплодные усилия и другие негативные аспекты. Когда пять элементов в теле человека сливаются с Первоэлементами, такое состояние называют совершенным. Слияние с Первоэлементами происходит, когда сливается с Сознанием.

Пять элементов. Дисбаланс и равновесие

Элемент Земли

Когда элемент Земли находится в равновесии, тело человека крепкое и сильное, речь прямая и твердая, он излучает спокойствие и уверенность, такой человек хорошо устроен в материальном мире. Если элемент Земли в избытке, то уверенность превращается в упрямство, твердость – в консерватизм, спокойствие – в инертность и лень. Недостаток элемента проявляется в невнимательности, неусидчивости, быстрой возбудимости и утомляемости, отсутствии стабильной работы и дохода.


Чтобы гармонизировать Землю, нужны дисциплина (тела, речи, ума) и следование своему слову. Также хорошо уравновешивают Землю физический труд, выполнение упражнений с физическим телом, работа на земле (сбор ягод, цветов, посадка растений и т.п.).

Совершенным состоянием элемента Земли является переживание «единого вкуса», чистого восприятия без оценок и суждений, когда реальность видится такой, какая она есть без призмы субъективных, социальных и т.п. оценок и понятий. Земля – мать всех живых существ, которых множество, но она принимает всех с любовью и заботой, не делая различий.

Элемент Воды

Равновесие элемента Воды дает гибкость, текучесть, плавность, как тела, его линий и очертаний, так и речи и движений, так и мышления. Человек с выраженным элементом Воды артистичен, мягок, добр, умеет отпускать себя и, подобно воде, заполняющей любую форму, адаптироваться к любым условиям. Когда Вода в избытке, тело человека становится рыхлым, мышцы вялыми. Такой человек зависим от чужого мнения, излишне эмоционален, склонен проводить жизнь в праздности, не имеет стержня, поэтому его легко склонить на чью-либо сторону. Недостаток элемента Воды проявляется в постоянном чувстве напряженности, неумении расслабиться и отпустить себя, излишней зацикленности на себе.

Гармонизации элемента Воды способствуют развитие артистизма и творчества, гибкости и пластики, смирения и принятия, способности жертвовать и отказываться от чувства собственной важности. Совершенство элемента проявляется в состоянии блаженства и радости бытия, которое, как полноводная река растекается по телу, оживляя и заполняя все его клеточки.


Элемент Огня

Когда элемент Огня находится в равновесии, человек полон энтузиазма и сил действовать и воплощать задуманное в жизнь, он азартен и напорист, он лидер, ведущий за собой. Он страстен и горит желанием жить. Когда Огонь в избытке, человек становится излишне вспыльчивым, напористым и агрессивным, он раздражается по мелочам, склонен во всем проявлять нетерпение и мечом устанавливать свою правду. Его огонь начинает сжигать его же изнутри.

Недостаток элемента влечет за собой потерю интереса ко всему, вялость и пассивность, человеку везде становится холодно, его мучают депрессии и потеря смысла жизни.

Чтобы гармонизировать элемент Огня, необходимы успокаивающие методы в случае с избытком (созерцание пламени свечи, костра, работа на земле, уравновешивающие ) и разогревающие процедуры в случае с недостатком (активные пранаямы, аэробные нагрузки, пища со специями). И основное – это развитие терпимости и доброго отношения к окружающим.

Совершенным состояние элемента Огня является различающая мудрость (вивека). Как при свете факела все предметы в темноте становятся видимы, так и человек становится способен видеть истину, отличать белое от черного, благо от удовольствия, внешнее от внутреннего, не оценивать и наклеивать ярлыки – это то, а это другое – а в каждой ситуации видеть истинное положение вещей. И, как следствие, приходит ясность.


Элемент Воздуха

Гармоничный Воздух делает человека быстрым, решительным и находчивым. Такой индивид обладает подвижным и сообразительным умом, коммуникабельностью, живостью, жаждой новых впечатлений, знаний и открытий. Когда Воздуха слишком много, человек становится нетерпеливым и суетливым, он не может усидеть на месте и сосредоточится на чем-то одном. Его постоянно заносит с одного состояния на другое, с одной эмоции на другую. Напротив, недостаток воздуха влечет за собой инертность, малоподвижность. Такой человек тяжел на подъем и трудно поддается изменениям.

Равновесию элемента Воздуха способствуют дисциплина и развитие концентрации. Поскольку любые условия и ожидания останавливают течение энергии, за которое и отвечает элемент Воздуха, то очищению и увеличению этого элемента способствуют действия без ожидания результатов, бескорыстная помощь и безусловная любовь.

Когда элемент Воздуха находится в совершенстве, человек овладевает искусством намерения и умением воплощать задуманное в жизнь. Воздух – посредник, он переносит предметы с одного места на другое, мысли и чувства от одного человека к другому. Таким образом, когда элемент Воздуха в теле становится тождественным Первоэлементу и всем его качествам, человек становится способным переносить образы внутренней реальности во внешний мир.


Элемент Пространства

Элемент Пространства в теле наделяет человека целостностью и самодостаточностью. Такой человек во всем склонен опираться на себя, он глубок и многогранен. Ему под силу овладеть многими искусствами, его как будто хватает на всё. Он в меньшей степени опирается на внешнее, в большей – на свое внутреннее я. Он не привязывается к традициям и ограничениям. Для него вся Вселенная – его дом.

Когда элемент в избытке, человек теряет связь с корнями, становится вечно странствующим, не имеющим пристанища. Он чувствует себя одиноким и заброшенным, потерянным и отчужденным от целого.

Недостаток элемента проявляется в захваченности внешними объектами и привязанности к внешним связям, такой человек не уверен в себе, неустойчив, отождествляет себя с умом и телом.

Накоплению и развитию элемента Пространства способствуют практики созерцания и самоисследования. Чтобы уравновесить элемент, подойдут любые заземляющие действия.

Когда элемент Пространства находится в совершенстве, возникает непрерывность осознавания. Такой человек не теряет осознанности ни в дневной жизни, ни во сне. Чтобы ни происходило, его ум нашел пристанище и укоренился в Высшем состоянии блаженства, слившись с Космическим Пространством.

Автор статьи —
Помощь в редактировании и публикации материала — Сергей Чернов

Источник: slavyoga.ru


Пять элементов

В тибетской традиции, как и в большинстве культур, природные элементы используются в качестве основных метафор, описывающих внутренние и внешние силы. Например, элементам приписываются следующие физические свойства: земля — плотность, вода — сила сцепления, огонь — температура, воздух — движение, пространство — вмещающее измерение, которое дает место остальным четырем элементам. Кроме того, элементы соотносятся с различными эмоциями, темпераментом, сторонами света, разновидностями цвета и вкуса, типами организма человека, болезнями, складом ума и характером. От пяти элементов происходят пять чувств и пять областей чувственного опыта, пять вредящих эмоций и пять мудростей, пять «конечностей» тела. Пять элементов — это пять первичных пран, или жизненных энергий. Они образуют все физические, чувственные, умственные и духовные явления.

Если представление об элементах остается абстракцией, способом подразделять всё на пять, от этого мало пользы. Понимание элементов становится полезным, если оно связано с переживанием и применяется на деле для улучшения нашей жизни.


Соприкосновение с природными элементами может исцелять и освежать. Нам нравится чистая земля пустыни и жирная садовая земля. В отпуск мы уезжаем к океану, реке, озеру. Мы наслаждаемся ванной. Нас зачаровывает пламя и нам приятно тепло солнца или огня в камине. Мы делаем глубокий вдох, чтобы успокоиться; вздыхаем, чтобы облегчить скорбь; едем в горы, чтобы свежим воздухом укрепить силы. Нас завораживает небо, внешний образ пространства, — его изменчивый вид, цвет, наполняющий его свет. Мы расслабляемся в широком, открытом пространстве, и нам уютно в закрытом и тихом месте. Бывает и так, что мы чувствуем беспокойство на открытом месте и страдаем клаустрофобией в замкнутом помещении. Так или иначе мы откликаемся на окружение.

Лишившись одного из элементов, мы его жаждем. В пустыне мы радуемся, найдя воду. Если мы долго пробыли в море, то, ступив на землю, нам хочется ее поцеловать. Когда холодно, нас тянет к огню. Пять грубых элементов очень сильно воздействуют на глубоком, подсознательном уровне, но обычно мы остаемся лишь на поверхности переживаний, не понимая, что эти переживания, связанные с элементами, могут соединить нас со священным, исцелить нас, уравновесить и дать нам глубокое понимание самих себя.

Исследуя элементы, мы исследуем основу переживания и того, кто его получает. Познать элементы мира природы, их красоту и взаимодействие, проникнуть в священный танец элементов — значит жить в живом мире, полном тайн и скрытых возможностей.


То, что проявляется в переживании, обычно начинается на тонких уровнях, а затем переходит на более грубые. Это верно для любого процесса, который приводит к появлению новых вещей или новых объектов, будь то рождение идеи или рождение планеты. Материальное тело человека берет начало в желании, которое влечет за собой половой контакт, соединяющий вместе две маленькие клетки, в результате чего развивается полноценное человеческое тело. Язык берет начало в чистом звуке и приводит к возникновению смысла и всей философии и поэзии, которые есть у человечества. Физики говорят, что вселенная рождается из энергии, сконцентрированной в безразмерной точке, и процесс развития усложняющихся структур проявляется как возникновение звезд, планет и живых организмов. Проблемы часто берут начало в разногласиях, например в различии религиозных или политических представлений, и выливаются в конфликты, враждебность и даже войны.

Кармические предрасположенности и условия определяют характер мира, в котором мы живем. То, что мы воспринимаем как внешнее, есть проекция внутреннего.

Мыслить с точки зрения элементов не значит отказаться от представлений современной химии, физики, медицины и психологии. Элементы дают нам глубокие метафоры, помогающие объяснить процессы, протекающие глубже тех, которые описывают все эти дисциплины. Благодаря пониманию элементов мы можем видеть, что кажущиеся различными измерения нашего восприятия на деле оказываются лишь более тонкими или более грубыми уровнями элементов.


Если мы понимаем всеобъемлющий характер пяти элементов, то видим, что все явления возникают во взаимосвязи, они нераздельны и влияют друг на друга. Тревогу можно успокоить с помощью ритуала, лекарств, физических упражнений, медитации, любви, массажа или теплой ванны, потому что тревога — это избыток огня или воздуха либо недостаток земли или воды. Что бы ни вызывало такое неравновесие на любом уровне, оно обязательно затронет все другие уровни. Разумеется, в тот или иной момент бывает более пригоден какой-то один метод. Если у вас сильное кровотечение, лучше перевязать рану или наложить жгут, чем применять йогу. А если у вас постоянно плохое настроение, лучше привести в порядок энергию в организме, нежели прибегнуть к хирургическому вмешательству.

Элементы связаны с эмоциями, типом личности, особенностями познавательных способностей и всеми другими аспектами восприятия, включая переживания, получаемые в видениях и медитации. Во всех этих аспектах элементы можно воспринимать непосредственно, если есть понимание, что они собой представляют.

ЗЕМЛЯ

Земля — основание нашей обычной жизни. Согласно шаманскому мировоззрению, она обычно бывает серединой всего, и ее помещают в центр мандалы, как на изображении, так и в переживании. (В Тантре и Дзогчене основанием и центром считается пространство.)

Большинство качеств земли как элемента можно понять интуитивно: она тяжелая, плотная, устойчивая, прочная. Земля обладает силой тяготения. При хорошем сочетании с другими элементами — теплом, влагой, воздухом — она может быть богатой и плодородной. Но при недостатке тепла она может быть холодной и ни на что не годной, при недостатке влаги — сухой и твердой, а при недостатке воздуха — затхлой и безжизненной.

Если земля в нас хорошо уравновешена, мы чувствуем в себе устойчивость, основательность, уверенность. Мы не слишком медлительны и не слишком подвижны. Наши ощущения глубоки. Нас нелегко вывести из равновесия, и мы не отвлекаемся от того, что для нас важно. Если мы что-то знаем, то не забываем. Наша вера отличается постоянством. Мы не отказываемся от своих намерений из-за каких-либо порывов и стойко прилагаем усилия. Мы ответственны и умеем настоять на своем. Высшее измерение этого качества — устойчивое пребывание в чистом бытии.

Если же земли слишком много, мы тяжелы на подъем, тупы, ленивы и вялы. Это излишне инертное состояние, которому недостает движения. Мышление при этом замедленное, лишенное образности и творческих способностей. Избыток земли может повлечь за собой депрессию, безволие и неспособность к продвижению: как в профессиональной деятельности, так и во взаимоотношениях, или в духовной практике. Кроме того, становится трудным осуществить какие-либо перемены; трудности кажутся нам неразрешимыми. Мы любим поспать. Пытаясь медитировать, клюем носом. А проснувшись, затрудняемся вспомнить сны, хотя бы частично. Избыток земли может лишить нас чувствительности и воодушевления. Из-за избытка земли мы можем или все время молчать, или безостановочно говорить. Если человек постоянно опаздывает или, наоборот, слишком пунктуален — это тоже проявление элемента земля. Обычно отрицательным аспектом земли считают неведение.

Если же нам недостает земли, то у нас словно нет якоря. Мы ветрены, легкомысленны, возбуждены. Не в состоянии завершить начатое, мы лишены опоры и не чувствуем удовлетворения. Нам нигде нет приюта, мы всегда ищем то, что даст нам устойчивость и защиту.

Если мы испытываем недостаток земли, есть разные способы обрести устойчивость. Кроме упражнений, которые описываются в этой книге, можно использовать и дополнительные средства. Например, надежный дом, здоровые взаимоотношения, серьезная работа могут помочь зародить чувство прочности. Такие исправления внешней обстановки могут быть уместны при определенных обстоятельствах. Когда защищенность достигнута с внешней стороны, чувство устойчивости может служить основой, на которой можно развивать благотворные внутренние качества. Обычно лучше находить положительные качества внутри себя и проявлять их вовне, но иногда полезен и обратный порядок.

Воспринимая себя существом, обладающим материальной субстанцией, мы естественным образом будем стараться найти опору в материальных внешних вещах. Воспринимая себя энергетическим существом, мы постараемся обрести опору в своих ощущениях. Если же мы отождествляем себя с чистой осознанностью, то найдем опору в природе ума. Грубый ум ощущает устойчивость в осязаемой земле, более тонкая, свободная от «я» осознанность находит опору в пространстве.

С точки зрения практики медитации, уравновешенная земля — это великая и необходимая поддержка. Даже в таких глубоких практиках, как практики пустоты в Сутре и трегчо в Дзогчене, рекомендуется выполнять сосредоточение, которое развивает качества земли и устойчивость ума. Ум должен быть устойчивым, для того чтобы продвигаться по пути медитации, и эта устойчивость развивается благодаря усилению элемента земля. В учении говорится, что люди, у которых преобладает огонь и воздух, быстро получают духовные переживания, но так же быстро их и теряют. Те же, у кого преобладают земля и вода, возможно, достигают переживаний более медленно, но, когда им это удается, они способны сохранять и развивать их и в конечном счете продвигаются быстрее.

Если у вас нет устойчивости в практике медитации, то, развивая сосредоточение, усиливайте качество земли. Практикуйте устойчивость ума и тела. Ешьте более основательную пищу и избегайте всего, что возбуждает. Выполняйте физические упражнения. Обычно нам известно, что делать для преодоления затруднений в практике, но мы этого не делаем. Заставить себя делать то, что лучше всего, — это один из способов упрочения элемента земля.

Когда посредством сосредоточения развивается устойчивость ума, его избыточное движение замедляется и прекращается. Переживание становится ясным и покоится в безмолвии, свободном от сумятицы мыслей. Света и цвета становятся более отчетливыми. Если мы уже получили введение в природу ума, теперь нам легче пребывать в естественном состоянии и объединять практику со всеми действиями. Становится легче сохранять внимательность, и мы можем поддерживать ее в течение всего дня, а потом и ночи. Когда ум устойчив, прозрение возникает естественным образом. Происходит пробуждение ума. Это не сосредоточение, а более высокий уровень практики, достигаемый посредством устойчивости ума.

Если земли слишком много, подход совсем иной. Ешьте более легкую пищу и старайтесь избегать переутомления. Практикуйте гибкость мышления. Чтобы приобрести гибкость, творческие способности и живость ума, развивайте качества элементов воздух и огонь.

Достигая в духовной практике полного развития, элемент земля становится мудростью беспристрастности. Именно высшая духовная способность земли позволяет практикующему быть устойчивым и уравновешенным при любых обстоятельствах, какими бы исключительными они ни были, и узнавать светоносное исконное ригпа, общее для всех переживаний.

ВОДА

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене
Если элемент вода уравновешен, во внутренней и внешней жизни у нас все протекает гладко. Мы умеем приспосабливаться, хорошо ориентируемся в событиях и жизненных взаимоотношениях. Уравновешенность воды дает возможность мириться с разными ситуациями, Она приносит чувство радости и довольства. Высшее измерение воды в личном переживании — это удовлетворенность тем, что ты жив, радость бытия, которая идет изнутри и не зависит от внешних обстоятельств. Когда у нас есть связь с радостью, присущей элементу вода, это проявляется и внешне. Мы радуемся встрече с людьми, с новыми местами. Мы наслаждаемся жизнью.

Эта радость может быть утрачена в неизбежном страдании, сопровождающем двойственное восприятие. И тогда мы зачастую ищем ее вовне, полагая, что станем счастливее, если получим новую возлюбленную, другую работу, богатство, звание, признание или что-то еще, что в данное время находится в центре нашего внимания. Мы думаем, что радость заключается в обладании и деятельности, а не в самом бытии.

У людей с преобладанием элемента вода бывает много чувств и эмоций, а иногда они слишком расслабленны, то есть слишком легко относятся к своим обязанностям и плывут по волнам жизни. Это означает, что человек, привыкая к постоянной расслабленности, теряет присутствие и мирится с ситуациями, которые необходимо изменить, или же просто бездельничает. Такой человек не прилагает усилий для преодоления трудностей, даже если из-за этого ему приходится отказаться от чего-то ценного.

В медитации избыток воды может уменьшить ясность. Это не тупость и неповоротливость, связанная с водой, а нечто вроде безвольного движения по течению, что затрудняет выполнение задач и лишает наслаждения их плодами.

Избыток воды может также привести к тому, что человек полностью поглощен эмоциями, его постоянно захлестывают и кружат волны чувств; он слишком чувствителен к мимолетным эмоциональным состояниям, бывает сентиментален или любит пожалеть самого себя. Вместо того чтобы пребывать в благодатной расслабленности элемента вода, мы носимся в волнах эмоций.

Недостаток воды дает ощущение внутреннего неудобства, безрадостное настроение и напряженные отношения с людьми. Даже если есть хорошая основа элемента земля, недостаток воды делает ее сухой, лишает радостей и чувствительности. Если мало и земли и воды, то будет преобладать огонь или воздух, или оба этих элемента, что повлечет за собой недостаток устойчивости и излишнюю возбужденность. В медитации недостаток элемента вода означает ощущение внутреннего неудобства при выполнении практики и утрату радости в духовном пути. Практика может стать безжизненной и бесплодной.

Практики, развивающие благотворные аспекты воды, эмоциональны. Для тех, кто практикует тибетскую традицию, — это гуру-йога, которая раскрывает сердце; развитие любви и сострадания; практика отдачи и получения взамен. Если в духовной практике не участвует сердце, она может идти лишь от одного ума, но в тибетской традиции сострадание и любовь считаются необходимыми для духовного пути. Результат наивысшего развития элемента вода в духовной практике — это обретение зерцалоподобной мудрости.

ОГОНЬ

Благотворный аспект огня — это способность созидать, давать толчок процессам на любом уровне и завершать то, что творческая сила приводит в движение. Поскольку огонь воодушевляет и возбуждает, с ним связана интуиция. Уравновешенный огонь подвигает на вдохновенные дела, дает радость труда и завершает начатое. Огонь связан с блаженством и радостью, которые отличаются от тех блаженства и радости, которые дает элемент вода и которые связаны с приятием и довольством. Радость огня больше связана с воодушевлением и телесным блаженством, с радостью пробуждения переживаний. Высшее переживание огня — это блаженство бытия. Его высшее выражение — развитие мудрости различения.

Люди, у которых слишком много огня, легко возбудимы. Безобидные вещи могут вызвать у них вспышку раздражения и импульсивную реакцию, когда они, не подумав, разражаются гневными словами и жестами. Так как им недостает терпимости, их раздражают иная религия, иная раса, иная философия. Их может раздражать даже чья-то манера сидеть или говорить.

Поскольку огонь — противоположность земли, избыток огня часто приводит к недостатку устойчивости. При этом бывает слишком много быстрых движений и неустойчивости. Если вдобавок недостает и воды, то такие люди могут испытывать постоянную неудовлетворенность и беспокойность. Им трудно высидеть пять минут, им всегда нужно что-то делать. Тишина и покой для них могут быть невыносимы. Им трудно заснуть. Люди с избытком огня часто слишком быстро и много говорят. Не успеют они высказать одно, как на ум уже пришло другое. У них беспрестанно возникают всякие идеи.

В практике медитации избыток огня влечет за собой быстрое возникновение мыслей, с которыми трудно справиться. Постоянно приходят новые мысли, которые кажутся слишком важными, чтобы не обращать на них внимания. Практике не хватает покоя, умиротворенности, в ней слишком много возбужденности и беспокойства. Возбуждение может возникнуть от недостатка воды в относительном смысле, а неустойчивость — от недостатка земли.

Если на духовном пути практику недостает огня, у него мало энергии и вдохновения, требующихся для выполнения практики, или он не находит в практике радости и удовольствия. И тогда практика выполняется механически, без порывов к новому пониманию или новому переживанию. В результате продвижение в практике происходит намного медленнее.

Если недостает огня, то недостает и жизненной силы, вдохновения. Труд не приносит радости. Нет воодушевления. Не появляется ничего нового. Жизнь превращается в бесконечный круг однообразной, тяжелой работы. Или же если недостаток огня сопровождается избытком воздуха, то движение происходит, но оно монотонное и нетворческое. Благодаря воздуху умственные способности человека могут быть очень высоки, но он не может подойти к полученным знаниям творчески.

Практики, которые развивают огонь — это практики внутреннего жара (туммо), известные по рассказам о йо-гинах, которые сидят на снегу, сушат мокрые полотенца одним лишь теплом своего тела; практика внешнего рушена, в которой предаются переживанию кармических склонностей, чтобы отличать их от чистого переживания; и некоторые разновидности йоги, связанные с физическим телом.

ВОЗДУХ

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене
Воздух — это элемент, который несет перемену, и, когда он развит, человек может превращать отрицательное в положительное, ненависть в любовь, ревность в открытость, жадность в щедрость, гордость и эгоизм в умиротворенность. Воздух связан с любознательностью, жаждой знания и гибкостью ума. В своем высшем аспекте — это мудрость свершения.

Если воздух преобладает, обычно недостает качеств земли и воды. В таком случае бывает мало устойчивости или удовлетворенности. Человеку трудно на чем-то сосредоточиться. Ему кажется, что хорошо там, где его нет, а на новом месте все повторяется. Трудно принимать вещи такими, каковы они есть, трудно найти покой в том, что есть. Такой человек может быть тревожным, беспокойным, неспособным сосредоточиться, непостоянным. Радость сменяется у него печалью при любой, даже небольшой, неприятности. Решимость сменяется неуверенностью. Вера легко рушится. В нем нет внутренней весомости, поэтому внешние влияния увлекают то в одну сторону, то в другую.

Если воздуха недостаточно, человек бывает слишком инертен. Ему трудно что-либо изменить. Когда возникает какая-то тревога, она никуда не уходит. Даже незначительная забота крепко держится внутри.

Если же воздух уравновешен, то беспокойства и заботы уступают место совсем другому — человек обретает решительность. Уравновешенный воздух позволят быть гибким. Даже если дела идут плохо, мы все же способны оценить и другие аспекты жизни: даже получив плохие новости, мы способны видеть прекрасное синее небо. Воздух дает возможность уму двигаться в новом направлении, увидеть вещи с других точек зрения, и это способствует накоплению знания и понимания. Насколько быстро вы можете превратить свой гнев или депрессию, или раздражение, или жалость к самому себе в нечто благотворное, зависит от того, насколько развит в вас элемент воздух.

Элемент воздух — это еще и прана, несущая ум. Вот почему в Тантре и Дзогчене, чтобы управлять элементом воздух и тем самым поддерживать нужное переживание, рекомендуются физические движения и позы. Когда возникает нарушение элемента воздух, трудно сосредоточиться умом, трудно усидеть в медитации. Человек нетерпелив. У него возникает множество вопросов, которые ему хочется задавать. Когда слишком много воздуха, трудно получить переживания пустой всеобщей основы, кунжи, потому что ум и энергия мечутся то туда, то сюда, привлекаемые ясностью и проявлениями.

Воздух все соединяет. Он имеет отношение ко всем разновидностям связей. В качестве праны, элемент воздух наполняет все и вся; он — неотъемлемая энергия бытия.

В тибетских практиках, выполняемых, когда человек умирает, лама призывает дух умершего, используя элемент воздух, с помощью вдыхания. Установив связь с духом, лама помогает ему разрешить те сомнения, которые остались неразрешенными во время смерти.

В некоторых тантрах о воздухе говорится в связи с магическими силами. Магия всегда использует преображение, и без энергии элемента воздух никакого преображения не бывает. Обычно говорят, что недостаток воздуха не дает возможности совершить магическое действие и мешает направлять свое перерождение.

При недостатке воздуха продвижение в духовных практиках часто бывает недостаточным и человек неспособен превратить то, что возникает, в практику.

Практики, которые развивают воздух, называются ца-лунг. В них работают с каналами и правами тела. Эти практики включают в себя йогу трулкор, практики которой связаны с материальным телом; практику пова, или перенос сознания; дыхание-созерцание, во время которого центральный канал открывается с помощью дыхания и визуализации, и т. д. Некоторые из этих практик подробно описываются далее в этой книге. Обычно в практиках, связанных с воздухом, разделяют чистую и нечистую пра-ну, что подразумевает одновременное разделение чистого и нечистого состояний ума. Воздух — такой элемент, который дает возможность различить и разделить эти состояния.

ПРОСТРАНСТВО

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене
Все возникает из пространства, существует в пространстве и растворяется в пространстве. Внутри нас этот священный элемент, пространство, проявляется как ригпа. Переживание — это содержание ригпа, то, что в нем возникает, но при этом переживание и есть не что иное, как ригпа.

Если элемент пространство в нас уравновешен, в жизни есть место всему: что бы ни возникло, оно находит себе приют. У нас много времени, достаточно эмоциональных способностей, достаточно терпимости. Все переживания уместны, их не слишком много и не слишком мало. Переживания не отделены от нас, но и не завладевают нами полностью. Мы не стремимся получить переживание и не избегаем его, а больше опираемся на самих себя, того, кто получает переживания.

Человек, у которого преобладает пространство, — «не от мира сего»: у него нет связи с содержимым пространства, то есть с остальными элементами. Это состояние не является объединением с природой ума. Такой человек просто утрачивает связь. Происходит потеря смысла, но не от депрессии, случающейся тогда, когда преобладает земля, а от неглубокой связи с жизнью, из-за которой мы становимся лишенными корней и неприкаянными. Результатом избытка элемента пространство бывает недостаток осознанности, недостаток присутствия. Человек становится потерянным, «теряет контакт» с окружающим миром.

Если элемента пространство слишком много, это приводит нас к утрате возникающих в пространстве качеств, но если его слишком мало, то все возникающее начинает над нами властвовать. Все кажется прочным и непроницаемым. Небольшие препятствия могут казаться непомерно большими, а большие — совершенно непреодолимыми. Недостаток пространства способствует тому, что другой элемент начинает преобладать и определять наши реакции.

Человек с уравновешенным пространством может трудиться полный рабочий день, иметь семью, заботиться о доме, медитировать и заниматься духовными практиками, а также вмещать в себя все. У него есть место для всего.

Другой человек при таких же обстоятельствах, но с недостатком пространства, не смог бы всего этого выдержать: для него работы было бы слишком много, с детьми одни хлопоты, не хватает времени на друзей, нет времени готовить еду и невозможно расслабиться. Третий человек при тех же обстоятельствах, но с преобладанием пространства, просто плывет по течению жизни: работа для него не имеет никакой важности, дети его не занимают, жена — просто соседка, поручение он может выполнить и не выполнить: ничто не становится предметом его заботы.

Обычно мы отождествляем себя с внешними обстоятельствами: с работой, взаимоотношениями, интересами, со своим телом и т. д., — то есть скорее с содержимым пространства — переживанием, нежели с тем, кто переживает. В этом случае, разумеется, утратив что-то из перечисленного, мы ощущаем себя потерянными. Отношения прекращаются, работа заканчивается, местожительство изменяется, и тогда мы говорим, что ощущаем себя потерянными. Мы находимся в промежутке, пустом месте между вещами и даже не знаем, кто мы и что из себя представляем.

Если мы полностью объединяемся с элементом пространство, то познаём природу ума. Тогда мы свободны, потому что нас больше не связывает то, что возникает в переживании. Мы постигаем свою истинную природу и не пытаемся искать себя в частностях своих обстоятельств. Мы едины со своей сущностью и не отыскиваем вовне причины своих проблем. Мы знаем, что любая неприятность, с которой мы сталкиваемся, — это просто нечто возникающее в пространстве; нам не нужно самим становиться этой проблемой. Мы можем опираться на собственное переживание бытия, а не на то, как видят нас другие, или то, что у нас есть или что нам нужно сделать. Мы готовы с одобрением принять самого себя и то, с чем сталкиваемся.

Например, у человека есть прекрасная семья и процветающее дело. Он отождествляет себя с тем и другим, и вдруг лишается и того, и другого. В подобной ситуации он может как потерять себя, так и раскрыть — в зависимости от своего отношения к пространству. Страдание может породить как отрицательный, так и положительный исход, в зависимости от того, как к нему относиться. Потеряв внешнюю опору, предмет своего отождествления, личность может «сжаться», подавленная страхом, хрупкая, или же «расшириться» за пределы своих обычных границ благодаря объединению с пространством, в котором возникает переживание.

В практике медитации результат неуравновешенности пространства — недостаток сосредоточенности и присутствия. Ум легко отвлекается на все, что бы в нем ни возникло, потому что практикующий отождествляет себя с переживанием, а не с основой переживания. Дзогчен — главная практика для развития элемента пространство, но под пространством понимается и уравновешенность остальных четырех элементов. С пространством связана мудрость пустоты.

Компилляция из книги Тендзина Вангьяла Ринпоче «ИСЦЕЛЕНИЕ ФОРМОЙ, ЭНЕРГИЕЙ И СВЕТОМ. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене»

http://www.e-reading.club/book.php?book=1028744

Источник: nandzed.livejournal.com

Вселенная – космос и хаос, планета Земля, тело человека – всё это есть игра пяти элементов, Панча Бхут: Земли — Притхви, Воды — Апоса,  Огня — Теджаса, Воздуха – Ваи и Эфира — Акаши. В тантрической традиции существует практика очищения тела, Бхута-шуддхи, последовательно связанная с очищением каждого из элементов. Практика эта направлена на очищение нашего тонкого тела и освобождения потоков глубинных энергий, с помощью которых йог способен обрести власть над своим телом и умом. Бхута-шуддхи приводит все пять элементов в равновесие, очищая ум и тело человека перед духовной деятельностью.

 

В йогической традиции каждый элемент соответствует органу чувств, самому чувству и способности ума:

 Так, Земля отвечает за нос, обоняние и стабильность и твёрдость.

Вода отвечает за рот (язык), вкус, и такие качества ума, как сострадание и забота.

Огонь отвечает за глаза, цвет (свет), интеллект и память.

Воздух – кожа, осязание (нервные окончания) и сила наших мыслей.

Последний элемент Акаша, или Эфир, отвечает за ухо, звук, за нашу психику и сознание.

 

Описанное выше есть градация материальных элементов – от самого грубого к самому тонкому. Взаимодействие всех элементов составляет гармонию природы, а гармония человека заключается в правильном взаимодействии элементов внутри его тела. Практика очищения есть освобождения каждого элемента внутри нас от скверны материального бытия, от власти физиологических и психологических процессов, блокирующей наше сознание. Каждый из нас в той или иной степени находится во власти материи. Таким образом, цель духовной практики есть освобождение сознания от гнета материи.

 Пять элементов во Вселенной, теле и уме

Помимо физиологического очищения, практика Бхута-шуддхи дарует очищение сознания. Сознание или, другими словами, психика есть самая тонкая материя тела. Очищение сознания невозможно без предварительного очищения более грубых материй физического тела. Если разобраться, психика человека – продукт чувственного опыта, основывающегося на пережитых впечатлениях. Таким образом, можно утверждать, что психика формируется тем, что нас окружает, ложась в основу впечатлений. Другим словами, окружающий нас мир формирует тончайшую материю тела – психику. Целью Бхута-шуддхи является очищение сознания с помощью приведения всех элементов в гармонию, начиная с окружающей нас атмосферы, формирующей наш опыт, заканчивая нашим телом и чувствами и умом.

Садхугуру, выдающийся индийский йог и мистик, предлагает правила очищения элементов – от грубого к тонкому. В основу техник заложены  древние ведические знания и процессы пробуждения глубинных энергий, поэтому Садхугуру  настоятельно рекомендует не пренебрегать ими всякому, кто стремиться достичь просветления, обрести понимание своего «Я». Правила Бхута-шуддхи должны войти в основу нашей йогической практики, которая направлена на преодоление оков сознания, обусловленных взаимодействием  физиологических и психологических процессов.

Нужно отчётливо понимать разницу между тем, что является физическим, психологическим, и экзистенциальным. Природа нашего экзистенциального «Я» абсолютно потеряна в месиве физиологических и психических процессов. Если мы хотим получить доступ к измерениям, которые находятся за гранью чувственного опыта, первое, что мы должны сделать – очистить и привести в гармонию пять элементов, лежащих в основе материи, будь то окружающий мир, наше тело, чувства или ум. Самый тонкий элемент Акаша отвечает за чистоту нашего сознания, и его чистота возможно лишь когда все предыдущие элементы находятся в гармонии.

 Пять элементов - земля

   Земля

Садхугуру говорил, что земля, по которой мы ходим, твердь, есть твёрдость нашего разума. Живя в каменных джунглях вдали от сырой земли, мы делаем наш ум уязвимым. Именно поэтому городские жители столь подвержены стрессам, нервным срывам и психическим недугам. Необходимо создать для себя условия, в которых Вы можете сохранить связь с землёй. Даже живя в городе, важно каждый день иметь контакт с твердью – ступать на неё босыми ногами или дотрагиваться ладонями. Это сделает Ваш ум твёрдым и станет основой для гармонии всех остальных материй вашего тела. Каждый день хотя бы по несколько минут важно проводить время в саду. Ходите босиком, ухаживайте за растениями и т.д. Земля есть обитель жизни, так как жизнь берёт начало в земле. Гармония Вашей психики зависит от гармонии Вашего тела с землёй.

 

Пять элементов - вода

   Вода

Из пяти элементов Вода – самый значительный, так как присутствует в нашем теле в наибольшем количестве. Возможно поэтому, любовь и забота – чувства, за которые отвечает стихия воды, – так важны для человека. Что бы очистить элементы Воды в его метафизической ипостаси, необходимо начать с чистоты воды, окружающей нас. Важно уделять внимание жидкости, которую мы пьем – не только её физической чистоте, но и сосуду, в котором мы держим воду, и тому, как мы относимся к воде.В наше время научно доказано что мысли, звуки, прикосновения меняют строение молекулы воды и значительно меняют воздействие воды на организм.

Вода обладает памятью – всё, что происходит вокруг воды, в определённой степени сохраняется в её молекулах. Вода не просто субстанция, а материя, создающая жизнь, и потому важно, как Вы к ней относитесь до того, как она поступила в Ваше тело. Согласно ведической традиции, воду желательно держать в металлическом сосуде из меди или из сплава меди, вдали от воздействия сторонних запахов и субстанций, и мыть сосуд органическим моющим средством. Беря в руки сосуд, к нему стоит относиться с почтением и благодарностью, так как вода дарует жизнь. Такое отношение способно творить чудеса в организме и помогает создать благостное умонастроение, наполняя жизни спокойствием.

 

Пять элементов - огонь

   Огонь

Огонь – объект поклонения многих древних культур, один из самых мистических и властных элементов этого мира, способный как сохранить жизнь своим теплом, так и забрать жизнь своей испепеляющей силой. Согласно научной модели мира, одним из признаков человека разумного, Homo sapiens, наряду с развитой речью (наличием языка) и искусством, есть освоение огня. Мы часто говорим об огне страстей и эмоций: жадности, ненависти, гнева, обиды. Но какова же истинная природа огня, горящего внутри Нас? Согласно ведической традиции, данный элемент отвечает за наш разум, способность мыслить, и наш интеллект. Огонь несет в себе силу жизни и мудрость. Огонь есть источник вселенской памяти. В древних традициях с помощью огня проводились разные виды ритуалов, направленных на очищение тонкого тела человека. Огонь также служил проводником в потусторонний мир, а его дым, возносящийся к небесам во время огненных жертвоприношений, символизировал дань Божественному началу.

В нашем теле очищение элемента огня является заботой о своем разуме, о своем психическом состоянии. Для того, чтобы обрести жизненную силу и власть над сжигающими эмоциями, необходимо уделять огню важное место в нашей жизни. Солнце – огненная планета, светило этого мира, необходимо нам для очищения тонкого тела. Все остальные элементы могут быть загрязнёнными, но солнечный свет всегда чист, и это есть высшее благо нашего бытия, ибо тепло – энергия жизни.

Помимо естественного солнечного света человек должен соприкасаться с огнём в повседневности. Благоприятно иметь печь или камин и сжигать в них натуральные материалы, дрова и солому, без использования искусственных горючих смесей. Наиболее благоприятной считается пища, приготовленная на натуральном огне. Благоприятно греться у огня, направляя к нему свои ладони и стопы – таким образом, Вы получаете энергию огня, Ваша аура очищается и Ваш внутренний огонь, пробуждающий Ваш интеллект, разгорается с огнем внешним. Если Вы живете в городе и не имеете возможности соприкоснуться с огнем, важно зажигать лампы с растительными маслами и благовониями. Также благоприятно наблюдать за горением свечи. Регулярное соприкосновение со стихией огня приведет к гармонии огня внутреннего и поможет уравновесить страсти, бушующие в уме.

 

Пять элементов - воздух

   Воздух

Воздух отвечает за силу наших мыслей. Вы, наверное, замечали, как порой важен глоток чистого воздуха для того, что бы собраться с мыслями, получить вдохновение, справиться с волнением или стрессом. Не зря употребляется выражение «веяние новых идей» или «настроение витает в воздухе». Именно воздух в нашем теле есть обитель и переносчик мыслей. Важно то, как мы дышим, и также, насколько осознанно мы подходим к дыханию. Дыханию в йоге уделяется центральное внимание, через спокойное и контролируемое дыхание человек получает власть над умом. Однако, даже научившиеся контролировать свое дыхание, жители больших городов сталкиваются с проблемой плохой экологии и загрязненного воздуха, неблагоприятно влияющего на здоровье человека. Именно поэтому полезно хотя бы раз в день совершать прогулку на природе – в парке, лесу или вблизи водоёма. Также, если у Вас есть дети, важно хотя бы раз в месяц увозить их из города, где природа предстаёт в своём первозданном, нетронутом виде. Детям, необходима активность на природе, там, где они смогут дышать чистым воздухом – лазать по горам и деревьям, бегать по лесу и плавать в природной воде.

 

Пять элементов - эфир

   Эфир

Акаша, эфирное пространство, есть пятый и самый всеобъемлющий элемент вселенной. Эфир – элемент вселенского знания; он является обителью всего, что было создано Творцом. В теле человека эфир также играет очень важную роль – отвечает за сознание человека. Так природа, качество и сила жизни определяется тем, насколько чист в нашем теле элемент Акаша. Существует лишь ограниченное количество воды, воздуха, земли и огня, но доля эфира безгранична, так как он есть источник самой материи. В теле эфир отвечает за чистоту сознания,  мистическое видение и просветленность человека. Практика очищения эфира – ежедневная медитация: до восхода солнца; во время, когда солнце проходит под углом 30° к горизонту; через 40 минут после заката. Благоприятно сопровождать медитацию поклонами пространству вокруг нас с умонастроением благодарности к Вселенной и высшим силам. Любая духовная практика – медитации, чтение мантр, поклонение Учителю и Божествам – способствует очищению эфира в нашем теле. Когда Акаша взаимодействует с жизненной энергией, сама жизнь ступает на волшебный путь просветления – Вы обретёте силу и знание, о которых никогда ранее не могли и помыслить.

В заключении

Чистое сознание есть истинное «Я» человека, однако лишь просветленные личности способны разглядеть его сквозь толщу материи, являющейся игрой света и тени пяти элементов. Йоги стремятся обрести наивысшее знание истинной природы этого мира, путь к которому лежит через тернии нашего ума. Садхугуру дает простые практики – правила, необходимые для каждого, кто встал на путь поиска истины. Практики Бхута-шуддхи направлены на уравновешение и обретение контроля над элементами, лежащими в основе всех проявлений материи. Нам необходима созвучие тела и ума с окружающим миром, так как все они являются ипостасями материи и влияют на наше сознание. Практикуя Бхута-шуддхи, мы обретаем гармонию, необходимую нам для всех видов деятельности в обществе, и особенно на нашем духовном пути.

 

Алина Лиоли

Пять элементов во Вселенной, теле и уме.

На основе статьи: «Советы по очищению Пяти Элементов: основы Бхута-Шуддхи»

«TipsToCleansetheFiveElements: EssentialBhutaShuddhi»

Источник: isoulclub.ru

Пять элементов и их взаимоотношения 

Отношения между элементами или стихиями можно представить в виде цикла. Существует четыре типа цикла: цикл порождения, цикл контроля, цикл истощения и противоборствующий цикл.

Цикл порождения (Xiang Sheng)

Каждый элемент питает и усиливает следующий. Необходим для создания благоприятного фэн-шуй.

Дерево питает Огонь,

Огонь питает Землю,

Земля питает Металл,

Металл питает Воду,

Вода питает Дерево.

Иногда говорят, что Дерево — это сын Воды и мать Огня.

Например, Вы можете покрасить в серый цвет (цвет металла) комнату в северном секторе (элемент вода). Таким образом, Вы активируете сектор труда и карьеры, так как металл питает воду.

Цикл контроля или господства (Xiang Ke)

В этом цикле каждый элемент находится под контролем другого элемента.

Концепция доминирования означает, что каждый из пяти элементов может контролировать, сдерживать развитие другого.

Таким образом, Дерево контролирует Землю,

Земля контролирует Воду,

Вода контролирует Огонь,

Огонь контролирует Металл,

Металл контролирует Дерево.

Цикл контроля является дополнением к циклу порождения. В самом деле, можно ли представить себе вечный рост без механизма регулирования.

Например, Дерево управляет Землей, но Земля порождает Металл, который в свою очередь контролирует Дерево.

Эти два цикла можно сравнить с наездником: его ноги дают импульс, а руки управляют.

Цикл истощения или уничтожения (Xiang Cheng)

Он похож на цикл контроля, но здесь каждый элемент питает другой, при этом сам ослабевает и истощается.

Этот цикл наступает, когда нарушается баланс и один элемент становится чрезмерным по отношению к другому.

Например, если у вас есть проблемы со здоровьем, обратите внимание на восточный сектор дома. Если Вы заметили сильное присутствие металлических элементов, таких, как белая краска, металлические рамки, кованые кровати, и т. д., то нужно срочно это исправить, убрав излишек металла, так как он разрушает Дерево.

Противоборствующий цикл (Xiang Wu)

Цикл противоположен циклу контроля. Возникает, в том случае, когда один элемент становится слишком сильным и противостоит элементу, который в нормальных условиях должен его ограничивать. Дерево противостоит Металлу, Металл противостоит Огню, Огонь противостоит Воде, Вода противостоит Земле, а Земля — Дереву.

Другими словами, первые два цикла говорят о нормальном балансе элементов, а два последних — о нарушении баланса.

пять элементов

Источник: magic-pendel.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.