Стихии по сторонам света

Стихии по сторонам света

В моем представлении, первоэлементы (Огонь, Вода, Воздух, Земля, Эфир-Пустота) и даосские стихии (Дерево, Огонь, Почва, Металл, Вода) — несколько различные способы описания Мироздания.

Первоэлементы — описывают статические (изначально присущие) свойства различных объектов (в широком смысле слова).

Стихии (которые, кстати, по-китайски называются Син — движение, вращение) — отражают динамические процессы, которые возникают при взаимодействии объектов.

Подробнее, если есть желание, можно почитать на моем сайте — http://bydao.com/theory-02.html

И, так как наша планета возникла в результате каких-то созидательных процессов, и сами стороны света соотносятся с теми или иными процессами, то описание сторон света в терминах Стихий мне кажется более обоснованным:

  • восток — стихия Дерева, рост, возрождение, утро, восход, весна
  • юг — стихия Огня, максимальное энергетическое насыщение, ясность, полнота проявления, полдень, лето
  • запад — стихия Металла, пожинание плодов, сбор результатов, вечер, закат, старость, осень
  • север — стихия Воды, минимальное энергетическое состояние, ночь, смерть, ожидание, зима

Такая трактовка отражает текущее энергетическое состояние после последнего глобального оледенения-потепления. Вполне вероятно, что несколько десятков или сотен тысяч лет назад описание было бы другим, соответствующим другому распределению энергий на нашей планете.

Если принять, что несколько десятков тысяч лет назад на севере были теплые острова, на которых цвели сады и пр., и сопоставить с предположениями о смене магнитных полюсов планеты, то в те времена, возможно, стихии (энергии) юга и севера могли быть обратными к текущему состоянию, т.е.

  • восток — стихия Дерева
  • юг — стихия Воды
  • запад — стихия Металла
  • север — стихия Огня

А следовательно, распределение энергий имело другой характер, соответствующий тем временам…

Честно говоря, очень сильно удивило, что

Ян — мужской холодный импульс

и

Инь — женское теплое начало

Источник: forum.magik.ru

ВВЕДЕНИЕ


ТЕОРИЯ И СООТВЕТСТВИЯ

Ассоциативные ряды

Графические символы Стихий

Элементалы и магия Стихий

Имена стихий/сторон света в разных культурах

ПРАКТИКА РАБОТЫ СО СТИХИЯМИ

Взаимодействие с элементом Земли

Работа со стихией Воздуха

Практика с элементом Воды

Работа с Огнем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном (западном) оккультизме распространена т.н. система четырех Стихий. Многие о ней слышали благодаря популярным гороскопам, но вряд ли все правильно понимают, что на самом деле представляет собой этот комплекс понятий. Данная работа посвящена раскрытию значения Стихий и взаимосвязи подобной системы с основными аспектами ряда эзотерических учений.

Но, вначале, давайте мысленно перенесемся на Восток, и проследим наличие параллелей с рассматриваемой темой в совершенно другой культуре. С. Радхакришнан в своем капитальном труде “Индийская философия” так описывает возникновение четырех варн. Когда захватчики-арии вторгнулись на территорию Индии, они столкнулись с довольно развитой культурой туземного древнеиндийского населения. Вместе с тем эта культура миновала пик своего расцвета и медленно угасала. Арии, оказавшись хозяевами огромной территории, встали перед дилеммой: либо раствориться среди дравидов, потеряв свою ведическую культуру, которую они принесли с собой, либо искоренить культуру аборигенов и насадить свою. Что в силу своей сравнительной малочисленности они сделать не могли.


Был найден остроумный выход. Все население, и туземцы, и “вновь прибывшие”, были разделены на четыре категории. Первой, наиглавнейшей категорией, стали жрецы-брахманы, хранители веры. Ко второй категории были отнесены цари, правители, воины – кшатрии. Третью категорию составили купцы и искусные ремесленники — вайшьи. Туземному же населению была отведена четвертая категория. Они образовали варну шудр. Утверждалось, что в рамках такого деления и туземцы могли сохранить свою культуру, и культура ариев оставалась в неприкосновенности. Смешиваться же варнам, мягко говоря, не рекомендовалось. Такое деление мы находим уже в “Махабхарате”. Более того, утверждалось, что в рамках такого четырехчастного деления и культура ариев, и автохтонная культура получают возможность к синтезу, к созданию чего-то нового, стоящего на более высоком уровне.

Кстати, аналогичное четырехчастное деление мы находим у дорийцев, представителей тех же кочевых племен, что покорили Индию, которые в одно и то же время с ариями приходят в Грецию. Это знаменитое деление на четыре фила. Еще во времена Перикла мы обнаруживаем остатки этого деления в социальном устройстве Афин и других городов-полисов.


Впоследствии, в Индии систем варн постепенно выродилась в систему каст. Но это уже последующая деградация.

 

ТЕОРИЯ И СООТВЕТСТВИЯ

Конечно, то, что рассказывает Радхакришнан, — всего лишь легенда. Неоспоримо одно: в жизни мы сталкиваемся с четырехчастным делением, и таким образом варна из понятия социального переносится в план духовный.

Это четыре пути самореализации человека. Четыре Стихии могут быть соотнесены с четырьмя темпераментами (Огонь – холерический, Воздух – сангвинический, Земля – флегматический, Вода – меланхолический). В человеке (как подобии Бога-Творца, ср. каббалистическое Иуд-Хеи-Вав-Хеи) присутствуют все стихии, но обычно один или два элемента доминируют. Нередко это зависит и от астрологических аспектов момента рождения.

 

Ассоциативные ряды

Ниже рассматривается краткий (и достаточно относительный) список соответствий, который поможет неискушенному читателю разобраться в сути рассматриваемых явлений.

 

ВОЗДУХ (астрологический управитель — Меркурий):

Обучение, память, интеллект, преподавание, тестирование, предсказания, общение, путешествие, письмо, организация, различные группы, теория, привязанности к наркотикам (не будем забывать, что у всего в нашем дуальном мире есть и негативное значение).

Магические соответствия: Сторона света — Восток; часть суток — утро (рассвет и Ра Восходящий, в египетском ритуале "Четыре поклонения") ; время года — весна (время пробуждения); цвета — по Д.М. Крэгу, синий или золотой; у индусов — чакра Анахата; Архангел в ритуале РП — Рафаил; род элементалей — Сильфы, магический инструмент — Кинжал; Гений — Паральда; Дух главы стихии — Херуб; Знак (зодиакальный символ) — Орел (7).


 

ОГОНЬ (управитель — Марс):

Успех, секс, изгнание некоторых болезней, военная служба, конфликты, защита, закон, полиция, спор, соревнования, частные детективы, поиск сокровищ, азартные игры, атлетика, сила, хорошее здоровье, война, терроризм, вещи, связанные с фрейдовским "ид", низкие эмоции, абсурдные желания, вожделение, гнев, сильные эмоции, вещи связанные со скоростью.

Магические соответствия: Сторона света — Юг; часть суток — день (полдень, Хатор, в египетском ритуале "Четыре поклонения") ; время года — лето (жаркий период); цвета — по Д.М. Крэгу, красный, красно-оранжевый; у индусов — чакра Манипура; Архангел в ритуале РП — Михаил; род элементалей — Саламандры, магический инструмент (западной магии) — Жезл; Гений — Джинн; Дух главы стихии — Сераф; Знак — Лев.

 

ВОДА (управитель — Луна):

Высшие формы любви и глубокие эмоции — сострадание, вера, верность, преданность. Дружба, сотрудничество, любые союзы на основе близости, притворство, сжатые переговоры, красота, отдых, восстановление сил, медитация, духовность, раны, восстановаление, детство и младенчество, дом, восприимчивость, семья, плавание, погружение, рыболовство, предки, медицина, больницы, сострадание, врачи, няня, проницательность.


Магические соответствия: Сторона света — Запад; часть суток — вечер (закат, Хиум, в египетском ритуале "Четыре поклонения") ; время года — осень (период дождей); цвета — по Д.М. Крэгу, синий, черный, зеленый; у индусов — чакра Свадхистана; Архангел в ритуале РП — Гавриил; род элементалей — Ундины, магический инструмент (западной магии) — Чаша; Гений — Никса; Дух главы стихии — Тарзис; Знак — Водолей.

 

ЗЕМЛЯ (астрологический управитель — Сатурн):

Деньги, работа, содействие, бизнес, вложения, материальные объекты, плодородие, сельское хозяйство, здоровая пища, зоология, сохранение, антиквариат, пожилой возраст, музеи, здания, конструкции, прогресс, дом, физический мир, пища, одежда.

Магические соответствия: Сторона света — Север; часть суток — ночь (полночь, Хефера, в египетском ритуале "Четыре поклонения") ; время года — зима (время мерзлоты, застывшее состояние); цвета — по Д.М. Крэгу, коричневый, черный, зеленый; у индусов — чакра Муладхара; Архангел в ритуале РП — Уриил; род элементалей — Гномы, магический инструмент (западной магии) — Пентакль; Гений — Боб; Дух главы стихии — Ханиэль; Знак — Телец.


 

Так можно анализировать любой процесс, например, Интернет — это Воздух, а занятия сексом — Огонь. Кладбища — это Земля. Похороны- тоже Земля. Любовь к Родине — Вода. Альтруизм, нежность, дети — Вода.

Опять же тут есть свои тонкости. Дом — это что?.. Как постройка — это Земля (прочность, структура, недвижимость), а если мы имеем ввиду "дом", т.е. семейный очаг — это Вода (домашний уют, приятные воспоминания).

Если проведем аналогию со старшими арканами Таро, то здесь можно проследить такие параллели:

I аркан "Маг" соотносится с планетой Меркурий/совр. соответствие — Уран (по стихиям ближе к Воздуху). В мифологии и религии — это боги-посланники Гермес, Тот, Хануман. А также ассоцияция со Словом-Логосом.

II аркан "Жрица" соотносится с Луной, женственностью, глубинами подсознания. А по стихиям — с Водой. Также с Водой соотносится XVIII аркан "Луна". В мифологии и религии — это Селена, Богородица, Ева, Диана.

Со стихией Земля (и Сатурном) хорошо соотносятся арканы XIII ("Смерть", разложение, конечная трансформация) и IX ("Отшельник", самоуглубление, анализ, одиночество). Среди богов — Танатос, Осирис, Гадес, Аид, а также Харон и другие "подземные" персонажи.


С Огнем и планетой Марс соотнесем аркан XV "Дьявол" (страстность, коварство, вероломство, дикость). Все боги войны и раздора, плотских удовольствий — Арес, Марс, Цернуннос, Пан и “христианский” Сатана.

 

Младшие арканы, в свою очередь, подразделяются на четыре масти, что тоже соответствует Стихиям. В ниже приведенной таблице перечислены основные соотношения с магическими атрибутами, используемыми в ритуальной магии.

 

Таблица 1. Соотношения Стихий

Стихия Свойства Агрегатное состояние вещества Элементалы Магический инструмент, масть Таро
Земля Твердое, связанное, материальное твердое гномы Пентакль; Масть пентаклей.
Вода жидкое, текучее, гибкое жидкое уиндины Чаша; Масть чаш.
Огонь горячее, сильное, быстрое плазма саламандры Кинжал; Масть мечей.
Воздух подвижное, несвязанное, легкое газообразное сильфы Жезл Воздуха; Масть жезлов.

 

Аналогичную таблицу, — в какой-то степени, подытоживая сделанные нами ранее выводы, приводит другой автор (7):

 


Таблица 2. Элементные соответствия

  Огонь Вода Воздух Земля
Масти Таро Жезлы Чаши Мечи Диски (Пентакли)
Свойства горячий и сухой холодный и влажный горячий и влажный холодный и сухой
Каббалистические Миры Атцилут (Йод) Мир архетипов Бриа (Хе) Мир творение Иетцира (Вау) Мир формирования Ассиа (Хе) Мир материи
Ключи по Liber 777 32 bis
Божественные Имена Адонаи Юг Эхейе Запад Йод Хе Вау Хе Восток Агла Север
Имена Архангелов Михаэль Справа от меня Габриэль Позади меня Рафаэль Предо мной Уриэль Слева от меня
Херувимы (По Иезекиилю) Лев (Зодиакальный Знак Льва) Орел (Зодиакальный Знак Скорпиона) Человек (Зодиакальный Знак Водолея) Бык (Зодиакальный Знак Тельца)
Евангелисты Марк Иоанн Матфей Лука
Элементалы Саламандры Ундины Сильфы Гномы

 

 

А вот, что пишут об элементалах (разумных существах стихий):

Особый род духов – элементали или духи стихий. Они обычно проявляются в виде образов, посвященных конкретной стихии. Это может быть огонь, туман или облако, шаровая молния, струи воды и т.п. От обычной обстановки их легко отличить – они постоянно изменяются (движутся).

Важно понять, что Стихии не являются характеристиками состава и не свидетельствуют о наличии определенных атомов вещества, — это первичные принципы, относящиеся к миру первообразов и проецирующиеся на астральном плане в виде элементалей — представителей стихий. Стихии — скорее наборы свойств материи (инд. Пракрити), характеризующие её состояние в этом мире. Где дух (инд. Пуруша) оживляет формы, актуализированные в образах Огня, Воздуха, Земли и Воды (в виде элементалей).

Они мало контактируют с человеком и, чтобы их вызвать, требуется немало труда. При этом последних можно наблюдать без принуждения к появлению. Достаточно в полнолунную ночь перед рассветом прийти к какому-нибудь лесному пруду или озеру и, стоя неподвижно, смотреть на полосы тумана над водой. Через некоторое время вы увидите белёсые женские фигуры, поднимающиеся из тумана, делающие несколько плавных движений, и опадающие вниз бесшумно или с лёгким всплеском. Это явление называется «Танец Ундин»

 

Графические символы Стихий

Алхимики любили изображать Огонь в графической форме в виде треугольника. Эта форма предполагала стремящееся вверх движение пламени и указывала на природу индивидуальности, связанной с этим знаком (холерический темперамент), рвущейся ввысь, к какой-нибудь единственной цели, практически исключающей все остальное. Противоположный элемент – Вода – представлялся алхимиками в виде перевернутого треугольника, что должно было предполагать природу этого элемента, стремящуюся вниз, к центру Земли, или же во внутреннем направлении (человек типа Воды, или флегматик, это личность интроспективная и, как правило, находящаяся в тесном соприкосновении со своим внутренним миром).

Поскольку элемент Воздуха действует в гармонии с элементом Огня (что означает другими словами, применяя здесь несколько материалистический символизм, что кислород, находящийся в воздухе, питает пламя огня), треугольник соответствует элементу огня, был использован для представления элемента Воздуха.

В свою очередь, поскольку элемент Земли находился в гармонии с элементом воды (так сказать обеспечивая ее каналами и потоками, для того, чтобы течь и чтобы придать ей форму), то треугольник, олицетворяющий элемент Воды, был признан способным представлять элемент Земли.

Представим себе две триады, Огня и Воды, встречающихся друг с другом в полном соответствии со своими природными принципами:

Вода нисходит:

Стихии по сторонам света

 

Огонь восходит:

Стихии по сторонам света

 

Представим далее, что вместо того, чтобы взорваться, превратившись в перегретый пар, эти триады соединились при помощи целительной и гармонизирующей силы Квинтэссенции, слившись в гармонии.

В результате такого слияния они образуют магический символ, который столетия носил название печати Соломоновой.

 

Стихии по сторонам света

 

Следует отметить, что в этой Печати возможно также проследить символические формы, соответствующие знакам Воздуха и Земли, которые рождаются из союза Огня и Воды:

Земля

Стихии по сторонам света

Воздух

 

Употребляя термины нумерологии, здесь Тройка (то есть треугольник) трансформировалась в начале в Четверку (элементы), затем в Шестерку (шесть точек печати Соломоновой). Тем не менее, при нормальных условиях Огонь и Вода не смешиваются, и поэтому в центре фигуры нам следует предположить наличие пятого элемента, Квинтэссенции.

 

Элементалы и магия Стихий

Все стихии представляют собой первичные принципы (свойства) и восходят к ментальному плану (здесь имеется ввиду уровень "первообразов" в упрощенной, четырехчастной схеме физика-эфир-астрал-ментал). На астральном плане эти принципы проецируются в виде миров с различной стихийной окраской. Существуют миры всех стихий, например миры Огня, миры Смерти. Они существенно отличаются от нашего мира и имеют свои законы. Эти миры есть не что иное, как вариации на тему законов нашего мира — там могут не существовать отдельные стихии нашего мира, а могут существовать совершенно другие, которых нет здесь.

Элементали являются представителями стихий, они живые, но не в том смысле, который мы закладываем в это понятие здесь, в нашем мире. Эти духи не имеют индивидуального ментального тела (души) и поэтому смертны. Их разум представляет собой разум стихии, разум весьма далёкий от человеческого разума. Они проявляются в некоторых явлениях и химических реакциях. В пламене костра может проявиться элементаль Огня. В бурном потоке (стихия Воды и немного стихии Воздуха) часто проявляются элементали Воды.

В вышеприведенной таблице приведены названия элементалей различных стихий, они традиционны. В оккультизме принято строить громоздкие классификации элементалей — духов стихий. В самом простом случае при этом выделяют королей стихии (за именем следует слово "Rex") и его подчиненных. Знание их имен позволяют задействовать их в магических процедурах. Методы вычисления имен (и уже вычисленные имена) достаточно освещены в оккультной литературе, но заучивать их бессмысленно, поскольку мир постоянно меняется, меняются и имена. Есть более удобные методы работы с элементалями и вычисления их имен.

Определение:

Магия Стихий — это вид Магии, подразумевающий использование принципов организации материи и живых представителей этих принципов (элементалей) для различного рода операций, в которых данная конкретная стихия является двигателем всего процесса.

 

Магия Стихий подразумевает сдвиг по определённой стихии и произведение манипуляций в этом состоянии, манипуляций в окружающем мире, которые можно (и удобно) делать только в таком состоянии сознания. Манипуляции производятся в этом мире, но сознанием, находящемся в другом мире, что обуславливает их достаточную эффективность.

Для взаимодействия со стихиями в магии используются соответствующие инструменты — магические предметы стихий или предметы Силы. Четыре из них представляют собой минимальный набор для совершения сложных магических операций. Предмет каждой стихии служит своего рода зацепкой для сознания мага, когда он начинает свое движение по данной стихии.

Есть и неритуальные методы работы. Их мы рассмотрим ниже.

 

ПРАКТИКА РАБОТЫ СО СТИХИЯМИ

Работа со стихией Воздуха

Практика с элементом Воды

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРИЯ И СООТВЕТСТВИЯ

Ассоциативные ряды

Графические символы Стихий

Элементалы и магия Стихий

Имена стихий/сторон света в разных культурах

ПРАКТИКА РАБОТЫ СО СТИХИЯМИ

Источник: cyberpedia.su

Отдельные комнаты

Ба-Гуа можно наложить не только на план дома в целом, но и на отдельные комнаты. Совместите нижний край Ба-Гуа с входом в комнату, а затем посмотрите, где окажутся восемь секторов. Например, вы можете обнаружить, что ваша кровать стоит в секторе Карьеры. Возможно, это не вызовет никаких осложнений, но в случае, если вы хотите обзавестись семьей, это может стать причиной конфликта. Посмотрите, нет ли в комнате лишних вещей. У моего друга опрятный дом, но он никак не может избавиться от финансовых затруднений. Я не обнаружил в его доме никаких признаков лишних вещей, которые загромождали бы пространство, и с точки зрения фэн-шуй все в доме было в порядке. Я ломал голову над этим до тех пор, пока его жена не упомянула, что, готовясь ко сну, он попросту сбрасывает одежду на пол, причем делает это в секторе Богатства, где она валяется до утра Как только он начал перед сном уносить загрязнившуюся одежду в комнату для стирки и аккуратно развешивать остальную, его финансовые дела наладились. В самом деле, сектор Богатства в их спальне оказывался захламленным на протяжении восьми часов ежедневно, и именно это мешало моему другу.

Центр Удачи

Возможно, вас заинтриговало, что показывает центр Ба-Гуа. Этот сектор называется по-разному. На Востоке его обычно называют Центром Удачи. Однако его называют также и Духовным Центром, Центром Души, Центром Ци и Сектором Счастья.
За центром вашего дома необходимо ухаживать. Если он будет в ухоженном состоянии, то вы привлечете к себе удачу и успех. Вас также ожидает духовный рост. В этой части дома можно повесить люстру или кристалл. Подойдет любой симпатичный осветительный прибор. Он будет привлекать благодатную Ци и рассеивать ее так, чтобы она расходилась по всем уголкам дома. Возможно, вы не сумеете повесить люстру в этом месте, но нужно каким-то образом активизировать его. Вы увидите, какая это радость — совершенствовать интуицию и развиваться как личность!
Установленный в этом месте потолочный вентилятор поможет обеспечить растекание Ци по всем уголкам дома.

Источник: infenshui.ru

В большинстве магических традиций фигурируют стражи четырёх сторон света. Как правило, стражи эти не принадлежат к числу богов, а выступают представителями стихий. В традиции западных мистерий эту роль играют архангелы, а в системе Викки их именуют «Могучими» или «Владыками Сторожевых Башен». В скандинавской мифологии тоже обнаруживаются четыре представителя стихий со схожими функциями. Они перечислены в «Речах Высокого» (142–143):

В этих строфах упоминаются различные существа, связанные с рунами. Карлики — кузнецы, работающие со стихией огня. Таким образом, Двалин — страж юга. Асвинд означает «друг асов»; это — одно имён Мимира. Великан Мимир представляет стихию земли и, соответственно, должен считаться хранителем севера. Один как представитель стихии воздуха, соотносится с востоком. Наконец, Даин связан со стихией воды и западом, так как альвы — это духи природы, тесно связанные с ванами, которые традиционно ассоциируются с западной стороной.

В футарке всего четыре руны, не являющиеся ни обратимыми, ни поворотными. Это Дагаз, Гебо, Ингуз и Иса. Каждая из них связана с одной из сторон света; заимствуя астрологический термин, можно назвать их «фиксированными рунами». Иса ассоциируется со стихией льда, с несколькими богинями и с одной из норн. Таким образом, её следует соотнести с севером. Ингуз связана со стихией земли, плодородием и близнецами-ванами — Фрейром и Фрейей. Следовательно, она представляет запад. Дагаз связана с огнём, но также и с воздухом, а название её означает «день», поэтому мы вправе соотнести её с востоком. Впрочем, можно считать руной воздуха и Гебо, трактуя её как дар богов и, в первую очередь, Одина; так что с равным успехом на востоке можно поместить и Гебо. В традиционной магии восток считается символом света и интеллекта; и то, и другое — атрибуты Одина. Тогда Дагаз оказывается руной юга, что тоже не лишено смысла: она связана со стихией огня, который можно истолковать и как жар полуденного солнца. В магических целях резоннее помещать Гебо на востоке, а Дагаз — на юге, хотя на самом деле выбор здесь зависит только от личных предпочтений.

Каждой из сторон света соответствует своё оружие: копьё Одина — северу, меч Тюра — востоку, молот Тора — югу, а топор Ньёрда — западу. Образы оружия в этом качестве применимы в магическом круге общего характера, — к примеру, в обрядах, приуроченных к полнолунию. Тацит указывает, что древние германцы действительно проводили магические ритуалы в полнолуние, но женская и мужская традиции были обособлены друг от друга и в каждой соблюдались свои особые обряды. Вдобавок, оружие того или иного рода можно использовать по выбору в ритуалах специального назначения — в зависимости от божества, к которому вы взываете. Можно составить и сугубо женский круг, использовав иные соответствия: северу будут соответствовать норны как ткачихи вирда, и нити или верёвки как магическое орудие; востоку — Фригг и прялка; югу — Идунн и яблоко; и, наконец, западу — Фрейя, символом которой служит ожерелье Брисингамен.

Следующая глава >

Источник: esoterics.wikireading.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.