Что значит фэн шуй

Что значит фэн шуй

В.Ю. Питанов

 

В последние время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это такое – наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода» [1]. Появилось это учение в Китае в IX веке [2].
тересно отметить, что Лиллиан Ту[3], популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия»[4]. Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее. Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции»[5]. Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике[6]. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»[7]; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци, – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»;[8] «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии»[9]. Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение. Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими»[10].
д удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»[11]; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».[12]

Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая»[13] энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу»[14]. Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения»[15]. В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье»[16]. Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.

Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.[17] Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.


Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р. Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед -разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца.[18] Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.

Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков»[19]. Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»[20]; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры»[21]. Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».[22]


К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера[23], является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»[24]; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»[25]; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней»[26]. Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй»[27]. Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы.
пример, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения»
[28]. Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме[29], из которой выводится научная картина мира[30]. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук[31]. Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского»[32]. Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?


Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры[33]. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет[34]. Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей»[35]. А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом[36], а землю хранить[37]? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство! Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью.
истианин ищет прежде всего Небесного Царствия (Мф. 6:33), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно[38]: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем… Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите»[39]. А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»[40]; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас»[41]. Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов[42], но полностью неприемлемая для христианства.
пользуются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством[43], и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй»[44]. Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма[45], на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм, – это не аномалия, а норма. Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм[46], и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию[47], она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила»[48]. А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй,[49] то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»? Признает фэн-шуй и учение кармы[50], полностью несовместимое с христианством[51]. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «…трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр»[52].
ма Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы[53]. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются»[53]. Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи»[55]. А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас.
ли данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает(выделено нами. – В.П.)»
[56]. Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек[57]. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае – великому кормчему Мао»[58]. Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса»[59]. Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и – о «чудо» – деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй – это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» (1Тим. 4:7). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

***

1. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.14. 2. Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999.С.17. 3. Статья пишется по книгам Лиллиан Ту. Посетив интернет-форумы последователей фэн-шуй, автор пришел к выводу, что Лиллиан Ту является очень авторитетным адептом фэн-шуй. И ее трудам можно доверять. По крайней мере, сами фэншуевцы относятся к ней с большим пиететом. 4. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.87. 5. Там же. С.18. 6. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.34. 7. Там же. С.9. 8. Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999.С.8. 9. Там же. С.16. 10. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.15. 11. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.11. 12. Там же. С.18. 13. Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999.С.16. 14. Там же. С.16. 15. Там же. С.17. 16. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.9. 17. См.: Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика. Петербургское Востоковедение. 2005; Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. 18. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика. Петербургское Востоковедение. 2005. С.58. 19. Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999.С.107. 20. Там же. С.113. 21. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.17. 22. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.13. 23. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.17. 24. Там же. С.66. 25. Там же. С.18. 26. Там же. С.15. 27. Там же. С.19. 28. Там же. С.17. 29. Парадигма – это некая мировоззренческая система, принятая в среде ученых, которая позволяет проводить научные исследования и интерпретировать полученные результаты в ее рамках. Парадигма представляет собой весьма конкретное видение мира. На этом видении основано представление ученых о способах описания мира и задачах, которые необходимо решить при таком описании. Парадигма – это, так сказать, эталон, норма научного описания мира, всей научной деятельности. Она объединяет вокруг себя ученых, любая же деятельность, которая ведется вне рамок общепризнанной в научной среде парадигмы, объявляется ненаучной и даже лженаучной. См.: Питанов В.Ю. Наука и лженаука: преодоление ложного авторитета. http://apologet.narod.ru/ 30. Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001.С.355. 31. Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999.С.9. 32. Там же. С.14. 33. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.17. 34. См.: Питанов В.Ю. Даосизм: от теософских мифов к реальности. http://apologet.narod.ru/ 35. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.27. 36. «Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля…» (Пс. 21:24). 37. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). 38. Хотя пасторы современного харизматического движения, которое выдает себя за христианское, вполне могут еще и не такое сказать. Но они очень далеки от исторического христианства. 39. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.14. 40. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.15. 41. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.52. 42. См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. http://apologet.narod.ru/ 43. См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. http://apologet.narod.ru/ 44. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.52. 45. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.218. 46. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика. Петербургское Востоковедение. 2005. С.171. 47. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.13. 48. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.14. 49. Там же. С.19. 50. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.15. 51. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru/ 52. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.103. 53. Там же. С.102. 54. Там же. С.103-104. 55. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.18. 56. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.22. 57. Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.83. 58. Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С.9. 59. Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.51.

Источник: azbyka.ru

Возникновение Фэн-шуй и общие принципы

Фэн-шуй – это китайская геомантия. Буквально название "Фэн-шуй" переводится как "ветер и вода", но в действительности это – учение о том, как действуют таинственные силы земли, обеспечивающие человеку здоровье, процветание и удачу. Фэн-шуй – наука и искусство, помогающее направлять, уравновешивать и гармонизировать на благо человека эти силы, известные под названием "ци".

Истоки и происхождение Фэн-шуй

Фэн-шуй – это наука и искусство, истоки которого уходят в глубину столетий. Учение Фэн-шуй возникло в Древнем Китае более трех тысяч лет назад и, переходя из поколения в поколение, продолжало развиваться и совершенствоваться вплоть до наших дней. Задача Фэн-шуй – правильное размещение предметов в жизненном пространстве человека, позволяющее управлять жизненной силой (ци) на благо людей.

Область применения Фэн-шуй распространяется на предметы обихода, мебель, комнаты, жилые дома, рабочие места, земельные участки, кладбища и т.п.

Фэн-шуй ни в коей мере не является собранием предрассудков и суеверий, а также не противоречит догмам каких-либо известных религий, традиций и обычаев. Это учение граничит с такими сферами человеческой деятельности и познания, как дипломатия, экология, политика, география, астрономия и дизайн. Данные Фэн-шуй согласуются с выводами ученых, работающих над проблемами земного магнетизма, астрофизики и психологии. Различие лишь в том, что принципы Фэн-шуй порой оказываются неподвластны логическим объяснениям и остаются тайной для непосвященных.

Методы Фэн-шуй применимы на самых различных уровнях. Они охватывают широкий спектр областей человеческой жизни и способны корректировать развитие государств, городов, сообществ, семейств и отдельно взятых индивидуумов. Что касается отдельных людей, то Фэн-шуй может достигать высочайшей степени индивидуализации, в зависимости от личных требований, пожеланий и критериев человека. Философская база Фэн-шуй также исключительно обширна: в нее входят все канонические китайские представления об энергии ци, основанные на концепциях (создание которого в 3322 г. до н.э. приписывается легендарному китайскому мудрецу Фу-Си), и на принципе Дао, описанном в трактате Лао-цзы "Дао-дэ-цзин" (1122 г. до н.э.). Эти две книги – ключ к пониманию безмолвного диалога между Человеком и Природой, осуществляющегося посредством незримых сил, которые управляют Вселенной и оказывают решающее влияние на наши СЃСѓРґСЊР±С‹, тела и умы. Две эти силы – Дао (фундаментальная субстанция Вселенной) и ци (космическое дыхание жизни).

Ци — космическое дыхание жизни

Иероглиф Ци

Учение о ци – основная составляющая Фэн-шуй. Ци – это жизненная сила, одушевляющая животных и растения, вздымающая горы на поверхности земли и несущая воды рек по извилистым руслам. Ци – это сама сущность жизни, ее движущая сила. И все предметы в мире – горы, реки, деревья, люди, животные и камни – "вдыхают" в себя ци и "выдыхают" ее, влияя тем самым друг на друга.

Понятие ци лежит в основе всех традиционных китайских искусств, от акупунктуры до Фэн-шуй и кунг-фу. В область проявлений ци входят такие различные по своей природе феномены, как энергия, движущая волны в океане; энергия плодородной земли, которой пользуются мастера боевых искусств при нанесении ударов; силы, которые вызывает к жизни иглоукалыватель; аура человека. Специалисты Фэн-шуй определяют направление лучших потоков ци, позволяющих человеку жить спокойно, гармонично и счастливо.

Энергия ци всеобъемлюща и неуловима. Она прибывает и убывает, движется во всех направлениях, но никогда не исчезает бесследно. Человек воспринимает потоки ци от неба и от земли. Китайский иероглиф "ци" имеет два значения – космическая ци и человеческая ци. Первая относится к воздуху, пару, газам, погоде и силам природы; вторая – к дыханию, ауре, поведению и личной энергии человека. Ци человека испытывает сильное влияние со стороны ци неба и земли.

Человеческая ци формируется под воздействием космической ци. Если ци ослабевает, то вода перестает течь, наступает упадок и запустение, а человека покидает удача. Чтобы ци человека улучшилась, необходимо находиться рядом с источником космической ци; при этом последняя должна протекать беспрепятственно и гладко. Течение космической ци должно находиться в равновесии. Если оно чересчур сильно или слишком слабо, это влечет за собой неблагоприятные последствия.

Ци человека

Жизненное дыхание ци – это аура человека, его истинное "я", его душа и энергия. Некоторые люди способны видеть ци. Сила ци побуждает нас к действиям и влияет на наши взаимоотношения с другими людьми. Каждое движение, каждый поступок человека сказывается как на нем самом, так и на его окружении. Люди притягиваются друг к другу и отталкиваются, подобно магнитам. Согласно учению Фэн-шуй, люди чувствительны не только к человеческой ци, но и к ци окружающей обстановки. Так, атмосферная ци формирует человеческую ци, определяя тем самым судьбу индивидуума. Мастера Фэн-шуй стремятся направить на человека гармоничные потоки ци и отвратить от него вредоносную ци (либо трансформировать ее в полезную).

Ниже перечислены восемь основных типов ци:

1. Ци жизненной силы (благоприятная).

2. Счастливая ци (благоприятная).

3. Ровная ци (благоприятная).

4. Колеблющаяся ци (нейтральная).

5. Ци злой силы (неблагоприятная).

6. Несчастливая ци (неблагоприятная).

7. Удушающая ци (неблагоприятная).

8. Мертвая ци (неблагоприятная).

"И-цзин" и Ба Гуа

На протяжении целых тысячелетий китайцы пользовались для предсказаний будущего текстом "И-цзина" – классической "Книги Перемен". Главная идея "И-цзина" – постоянные циклические перемены, происходящие во Вселенной. "Книга Перемен" представляет Вселенную как единое целое, а все предметы — как пребывающие в непрестанных изменениях.

Распределение Энергии Ци

Инь и ян – две изначальные силы, управляющие Вселенной, – символизируют гармонию. Они противоположны друг другу. Инь – темная сила, ян – светлая; инь – пассивная, ян – активная; инь – женская, ян – мужская. Все вещи в мире содержат в себе инь и ян в различной степени. Инь и ян постоянно взаимодействуют, порождая циклические перемены. Инь и ян сливаются друг с другом в универсальном состоянии Дао, которое обладает единой природой и непрерывно творит. Практика Фэн-шуй основана на учении о Дао – даосизме в его эзотерической и популярной формах.

Символы "Книги Перемен" заключают в себе космическую силу и энергию. Сила ян изображается непрерывной чертой ( _____ ), а сила инь – прерванной чертой ( __ __ ). На основе великих полярных символов инь и ян развились четыре двойных символа и восемь триграмм. (В дальнейшем восемь триграмм эволюционировали и превратились в шестьдесят четыре гексаграммы "Книги Перемен".)

Восемь триграмм составляют схему, известную под названием "ба гуа". Существует два типа расположения ба гуа – древний и современный.

Древняя схема ба гуа отражает изначальный вариант расположения восьми триграмм, а современная схема представляет собой перегруппировку древней версии и включает параллели триграмм с временами года, месяцами, цветами, природными стихиями и др., а также с членами семьи.

Пять элементов

Круговорот энергии Ци

Более трех тысяч лет назад китайцы уже установили порядок Пяти Элементов (Дерево, Почва, Огонь, Вода и Металл) – сил или субстанций, описывающих все явления и свойства во Вселенной. Эти пять элементов – проявление постоянного взаимодействия сил инь и ян.

Пять элементов влияют друг на друга, порождая и уничтожая друг друга в закрепленной последовательности. Цикл порождения следующий: огонь порождает почву (пепел), почва создает металл, металл производит воду (плавка, разжижение и испарение), вода питает дерево (растения нуждаются в воде), а дерево способствует жизни огня (горение).

Огонь – Почва – Металл – Вода – Дерево – Огонь.

Цикл уничтожения элементов происходит в ином порядке: дерево наносит вред почве (корни разрушают землю), почва препятствует воде (впитывая ее), вода гасит огонь, огонь разрушает металл, а металл рубит дерево.

Дерево – Почва – Вода – Огонь – Металл – Дерево.

Китайцы соотносят эти пять элементов с отрезками времени, сторонами света, веществами, органами чувств человека, цветами (красками), психологическими состояниями и т.п. Вот соответствия элементов сторонам света, сезонам и цветам:

Элемент – Сторона света – Время года – Цвет

Дерево – Восток – Весна – Зеленый

Огонь – Юг – Лето – Красный

Почва – Центр – Осеннее равноденствие – Желтый/коричневый

Металл – Запад – Осень – Белый

Вода – Север – Зима – Черный/синий

Пять элементов также имеют устойчивые аналогии в анатомии человека: Дерево – печень, желчь, селезенка; Огонь – сердце, головной мозг; Почва – желудок, толстая кишка, тонкая кишка; Металл – легкие; Вода – почки, половые органы.

Пять элементов и 60-летний календарный цикл

Знаки китайского календаря

Около тысячи лет назад китайский император приказал ученым разработать 60-летний космический цикл китайского календаря, а также систему "десяти небесных стволов" и "двенадцати земных ветвей" (китайских знаков Зодиака).

"Десять небесных стволов" имеют следующие названия: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй; а "двенадцать земных ветвей", или знаков Зодиака, – следующие: Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья.

Взаимосвязь пяти элементов, "десяти небесных стволов" и зодиакальных знаков такова:

Элемент – "Десять небесных стволов" – Знаки

Дерево – Цзя – Инь (РўРёРіСЂ)

Дерево – И – Мао (Кролик)

Огонь – Бин – У (Лошадь)

Огонь – Дин – Сы (Змея)

Почва – У – Чэнь (Дракон )

Почва – Цзи – Сюй ( Собака)

Почва – Чоу (Бык)

Почва – Вэй (РљРѕР·Р°)

Металл – Гэн – Шэнь (Обезьяна)

Металл – Синь – Ю (Петух)

Вода – Жэнь – Цзы (Кабан)

Вода – Гуй – Хай (Крыса)

Компас Фэн-шуй

Первый в мире компас был изобретен в Китае, где получил название "люо-пэнь". Он стал традиционным инструментом Фэн-шуй, используемым для установления на Земле космической гармонии.

Структура компаса люо-пэнь достаточно сложна. Он состоит из нанесенных вокруг стрелки концентрических кругов, на которых обозначены символы всех элементов Вселенной. Для градуировки компаса применяются китайские иероглифы, что еще более усложняет непосвященному задачу обращения с этим прибором.

Поскольку применение компаса люо-пэнь является важнейшим и самым сложным компонентом Фэн-шуй, автор приводит здесь наложение люо-пэнь на шкалу современного компаса.

Классическое местоположение жилища в Фэн-шуй

Зона 4-х животных хранителей

Практически все специалисты Фэн-шуй сходятся во мнении, что идеальным местом для постройки дома является защитная "креслообразная" форма холма, которую называют также "драконом, охраняющим жемчужину" или "матерью, обнимающей дитя". Эта форма обеспечивает правильное расположение вокруг дома четырех могущественных животных-символов – сил земли: зеленого дракона, белого тигра, черной черепахи и красного феникса. Земельный участок и дом должны располагаться фасадом к югу, а с тыла их должна защищать высокая гора (черная черепаха). Тогда с правой, западной стороны дом будет охранять свирепый белый тигр, а с левой, восточной – зеленый дракон (сторона дракона должна быть немного выше стороны тигра). Самая низкая часть жилища и земельного участка – фасад, обращенный к югу, – это сторона красного феникса, своего рода "скамеечка", стоящая у ног "кресла".

Черепаха, тигр и дракон поглощают и испускают свою собственную ци, а также могут улавливать благоприятную ци, проходящую через феникса. В идеальном варианте дом должен располагаться на середине горы черной черепахи (т.е. не слишком высоко и не слишком низко) и взирать поверх феникса внушительным, царственным взглядом.

Если идеальное местоположение для постройки дома недоступно, обратитесь к геоманту. Он определит, что нужно сделать для приведения в равновесие всех земных сил, чтобы достичь гармонии и спокойствия.

Размещение, ориентация и центральная точка дома

Львиная доля всех дебатов между специалистами Фэн-шуй приходится на проблемы, связанные с ключевыми точками жилища, с расстановкой мебели, ориентацией частей дома и с его центральной точкой.

Расположение мебели в комнате может влиять на ци всего жилища. Иногда случается, что интерьер дома создан чрезвычайно эстетично и на него приятно смотреть, но обитатели все равно несчастны, поскольку потоки ци в жилище остались несбалансированными.

Очень важной считается в Фэн-шуй ориентация кровати и кухонной плиты. У многих людей возникает вопрос, связано ли геомантическое влияние с ориентацией собственно кровати или с положением головы и ног спящего. Аналогично, возникает путаница в вопросе об ориентации кухонной плиты и повара. Эти проблемы мы обсудим и проясним ниже, в соответствующих разделах.

И, наконец, одним из важнейших элементов Фэн-шуй считается центральная точка дома. Дом, в котором нет центральной точки, неблагоприятен для обитателей, поскольку центр жилища приравнивается к сердцу владельца дома. Человек без сердца лишается жизни и энергии; точно так же дом без центральной точки не принесет удачи обитателям. О центральной точке дома следует заботиться, держать ее в чистоте. Не ставьте на эту точку колонну, не помещайте там дерево. Центральная точка не должна приходиться на туалет, кухню, резервуар с токсичными отходами и плавательный бассейн.

Источник: www.astrocentr.ru

Возникновение Фэн-шуй и общие принципы

Фэн-шуй – это китайская геомантия. Буквально название "Фэн-шуй" переводится как "ветер и вода", но в действительности это – учение о том, как действуют таинственные силы земли, обеспечивающие человеку здоровье, процветание и удачу. Фэн-шуй – наука и искусство, помогающее направлять, уравновешивать и гармонизировать на благо человека эти силы, известные под названием "ци".

Истоки и происхождение Фэн-шуй

Фэн-шуй – это наука и искусство, истоки которого уходят в глубину столетий. Учение Фэн-шуй возникло в Древнем Китае более трех тысяч лет назад и, переходя из поколения в поколение, продолжало развиваться и совершенствоваться вплоть до наших дней. Задача Фэн-шуй – правильное размещение предметов в жизненном пространстве человека, позволяющее управлять жизненной силой (ци) на благо людей.

Область применения Фэн-шуй распространяется на предметы обихода, мебель, комнаты, жилые дома, рабочие места, земельные участки, кладбища и т.п.

Фэн-шуй ни в коей мере не является собранием предрассудков и суеверий, а также не противоречит догмам каких-либо известных религий, традиций и обычаев. Это учение граничит с такими сферами человеческой деятельности и познания, как дипломатия, экология, политика, география, астрономия и дизайн. Данные Фэн-шуй согласуются с выводами ученых, работающих над проблемами земного магнетизма, астрофизики и психологии. Различие лишь в том, что принципы Фэн-шуй порой оказываются неподвластны логическим объяснениям и остаются тайной для непосвященных.

Методы Фэн-шуй применимы на самых различных уровнях. Они охватывают широкий спектр областей человеческой жизни и способны корректировать развитие государств, городов, сообществ, семейств и отдельно взятых индивидуумов. Что касается отдельных людей, то Фэн-шуй может достигать высочайшей степени индивидуализации, в зависимости от личных требований, пожеланий и критериев человека. Философская база Фэн-шуй также исключительно обширна: в нее входят все канонические китайские представления об энергии ци, основанные на концепциях (создание которого в 3322 г. до н.э. приписывается легендарному китайскому мудрецу Фу-Си), и на принципе Дао, описанном в трактате Лао-цзы "Дао-дэ-цзин" (1122 г. до н.э.). Эти две книги – ключ к пониманию безмолвного диалога между Человеком и Природой, осуществляющегося посредством незримых сил, которые управляют Вселенной и оказывают решающее влияние на наши СЃСѓРґСЊР±С‹, тела и умы. Две эти силы – Дао (фундаментальная субстанция Вселенной) и ци (космическое дыхание жизни).

Ци — космическое дыхание жизни

Иероглиф Ци

Учение о ци – основная составляющая Фэн-шуй. Ци – это жизненная сила, одушевляющая животных и растения, вздымающая горы на поверхности земли и несущая воды рек по извилистым руслам. Ци – это сама сущность жизни, ее движущая сила. И все предметы в мире – горы, реки, деревья, люди, животные и камни – "вдыхают" в себя ци и "выдыхают" ее, влияя тем самым друг на друга.

Понятие ци лежит в основе всех традиционных китайских искусств, от акупунктуры до Фэн-шуй и кунг-фу. В область проявлений ци входят такие различные по своей природе феномены, как энергия, движущая волны в океане; энергия плодородной земли, которой пользуются мастера боевых искусств при нанесении ударов; силы, которые вызывает к жизни иглоукалыватель; аура человека. Специалисты Фэн-шуй определяют направление лучших потоков ци, позволяющих человеку жить спокойно, гармонично и счастливо.

Энергия ци всеобъемлюща и неуловима. Она прибывает и убывает, движется во всех направлениях, но никогда не исчезает бесследно. Человек воспринимает потоки ци от неба и от земли. Китайский иероглиф "ци" имеет два значения – космическая ци и человеческая ци. Первая относится к воздуху, пару, газам, погоде и силам природы; вторая – к дыханию, ауре, поведению и личной энергии человека. Ци человека испытывает сильное влияние со стороны ци неба и земли.

Человеческая ци формируется под воздействием космической ци. Если ци ослабевает, то вода перестает течь, наступает упадок и запустение, а человека покидает удача. Чтобы ци человека улучшилась, необходимо находиться рядом с источником космической ци; при этом последняя должна протекать беспрепятственно и гладко. Течение космической ци должно находиться в равновесии. Если оно чересчур сильно или слишком слабо, это влечет за собой неблагоприятные последствия.

Ци человека

Жизненное дыхание ци – это аура человека, его истинное "я", его душа и энергия. Некоторые люди способны видеть ци. Сила ци побуждает нас к действиям и влияет на наши взаимоотношения с другими людьми. Каждое движение, каждый поступок человека сказывается как на нем самом, так и на его окружении. Люди притягиваются друг к другу и отталкиваются, подобно магнитам. Согласно учению Фэн-шуй, люди чувствительны не только к человеческой ци, но и к ци окружающей обстановки. Так, атмосферная ци формирует человеческую ци, определяя тем самым судьбу индивидуума. Мастера Фэн-шуй стремятся направить на человека гармоничные потоки ци и отвратить от него вредоносную ци (либо трансформировать ее в полезную).

Ниже перечислены восемь основных типов ци:

1. Ци жизненной силы (благоприятная).

2. Счастливая ци (благоприятная).

3. Ровная ци (благоприятная).

4. Колеблющаяся ци (нейтральная).

5. Ци злой силы (неблагоприятная).

6. Несчастливая ци (неблагоприятная).

7. Удушающая ци (неблагоприятная).

8. Мертвая ци (неблагоприятная).

"И-цзин" и Ба Гуа

На протяжении целых тысячелетий китайцы пользовались для предсказаний будущего текстом "И-цзина" – классической "Книги Перемен". Главная идея "И-цзина" – постоянные циклические перемены, происходящие во Вселенной. "Книга Перемен" представляет Вселенную как единое целое, а все предметы — как пребывающие в непрестанных изменениях.

Распределение Энергии Ци

Инь и ян – две изначальные силы, управляющие Вселенной, – символизируют гармонию. Они противоположны друг другу. Инь – темная сила, ян – светлая; инь – пассивная, ян – активная; инь – женская, ян – мужская. Все вещи в мире содержат в себе инь и ян в различной степени. Инь и ян постоянно взаимодействуют, порождая циклические перемены. Инь и ян сливаются друг с другом в универсальном состоянии Дао, которое обладает единой природой и непрерывно творит. Практика Фэн-шуй основана на учении о Дао – даосизме в его эзотерической и популярной формах.

Символы "Книги Перемен" заключают в себе космическую силу и энергию. Сила ян изображается непрерывной чертой ( _____ ), а сила инь – прерванной чертой ( __ __ ). На основе великих полярных символов инь и ян развились четыре двойных символа и восемь триграмм. (В дальнейшем восемь триграмм эволюционировали и превратились в шестьдесят четыре гексаграммы "Книги Перемен".)

Восемь триграмм составляют схему, известную под названием "ба гуа". Существует два типа расположения ба гуа – древний и современный.

Древняя схема ба гуа отражает изначальный вариант расположения восьми триграмм, а современная схема представляет собой перегруппировку древней версии и включает параллели триграмм с временами года, месяцами, цветами, природными стихиями и др., а также с членами семьи.

Пять элементов

Круговорот энергии Ци

Более трех тысяч лет назад китайцы уже установили порядок Пяти Элементов (Дерево, Почва, Огонь, Вода и Металл) – сил или субстанций, описывающих все явления и свойства во Вселенной. Эти пять элементов – проявление постоянного взаимодействия сил инь и ян.

Пять элементов влияют друг на друга, порождая и уничтожая друг друга в закрепленной последовательности. Цикл порождения следующий: огонь порождает почву (пепел), почва создает металл, металл производит воду (плавка, разжижение и испарение), вода питает дерево (растения нуждаются в воде), а дерево способствует жизни огня (горение).

Огонь – Почва – Металл – Вода – Дерево – Огонь.

Цикл уничтожения элементов происходит в ином порядке: дерево наносит вред почве (корни разрушают землю), почва препятствует воде (впитывая ее), вода гасит огонь, огонь разрушает металл, а металл рубит дерево.

Дерево – Почва – Вода – Огонь – Металл – Дерево.

Китайцы соотносят эти пять элементов с отрезками времени, сторонами света, веществами, органами чувств человека, цветами (красками), психологическими состояниями и т.п. Вот соответствия элементов сторонам света, сезонам и цветам:

Элемент – Сторона света – Время года – Цвет

Дерево – Восток – Весна – Зеленый

Огонь – Юг – Лето – Красный

Почва – Центр – Осеннее равноденствие – Желтый/коричневый

Металл – Запад – Осень – Белый

Вода – Север – Зима – Черный/синий

Пять элементов также имеют устойчивые аналогии в анатомии человека: Дерево – печень, желчь, селезенка; Огонь – сердце, головной мозг; Почва – желудок, толстая кишка, тонкая кишка; Металл – легкие; Вода – почки, половые органы.

Пять элементов и 60-летний календарный цикл

Знаки китайского календаря

Около тысячи лет назад китайский император приказал ученым разработать 60-летний космический цикл китайского календаря, а также систему "десяти небесных стволов" и "двенадцати земных ветвей" (китайских знаков Зодиака).

"Десять небесных стволов" имеют следующие названия: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй; а "двенадцать земных ветвей", или знаков Зодиака, – следующие: Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья.

Взаимосвязь пяти элементов, "десяти небесных стволов" и зодиакальных знаков такова:

Элемент – "Десять небесных стволов" – Знаки

Дерево – Цзя – Инь (РўРёРіСЂ)

Дерево – И – Мао (Кролик)

Огонь – Бин – У (Лошадь)

Огонь – Дин – Сы (Змея)

Почва – У – Чэнь (Дракон )

Почва – Цзи – Сюй ( Собака)

Почва – Чоу (Бык)

Почва – Вэй (РљРѕР·Р°)

Металл – Гэн – Шэнь (Обезьяна)

Металл – Синь – Ю (Петух)

Вода – Жэнь – Цзы (Кабан)

Вода – Гуй – Хай (Крыса)

Компас Фэн-шуй

Первый в мире компас был изобретен в Китае, где получил название "люо-пэнь". Он стал традиционным инструментом Фэн-шуй, используемым для установления на Земле космической гармонии.

Структура компаса люо-пэнь достаточно сложна. Он состоит из нанесенных вокруг стрелки концентрических кругов, на которых обозначены символы всех элементов Вселенной. Для градуировки компаса применяются китайские иероглифы, что еще более усложняет непосвященному задачу обращения с этим прибором.

Поскольку применение компаса люо-пэнь является важнейшим и самым сложным компонентом Фэн-шуй, автор приводит здесь наложение люо-пэнь на шкалу современного компаса.

Классическое местоположение жилища в Фэн-шуй

Зона 4-х животных хранителей

Практически все специалисты Фэн-шуй сходятся во мнении, что идеальным местом для постройки дома является защитная "креслообразная" форма холма, которую называют также "драконом, охраняющим жемчужину" или "матерью, обнимающей дитя". Эта форма обеспечивает правильное расположение вокруг дома четырех могущественных животных-символов – сил земли: зеленого дракона, белого тигра, черной черепахи и красного феникса. Земельный участок и дом должны располагаться фасадом к югу, а с тыла их должна защищать высокая гора (черная черепаха). Тогда с правой, западной стороны дом будет охранять свирепый белый тигр, а с левой, восточной – зеленый дракон (сторона дракона должна быть немного выше стороны тигра). Самая низкая часть жилища и земельного участка – фасад, обращенный к югу, – это сторона красного феникса, своего рода "скамеечка", стоящая у ног "кресла".

Черепаха, тигр и дракон поглощают и испускают свою собственную ци, а также могут улавливать благоприятную ци, проходящую через феникса. В идеальном варианте дом должен располагаться на середине горы черной черепахи (т.е. не слишком высоко и не слишком низко) и взирать поверх феникса внушительным, царственным взглядом.

Если идеальное местоположение для постройки дома недоступно, обратитесь к геоманту. Он определит, что нужно сделать для приведения в равновесие всех земных сил, чтобы достичь гармонии и спокойствия.

Размещение, ориентация и центральная точка дома

Львиная доля всех дебатов между специалистами Фэн-шуй приходится на проблемы, связанные с ключевыми точками жилища, с расстановкой мебели, ориентацией частей дома и с его центральной точкой.

Расположение мебели в комнате может влиять на ци всего жилища. Иногда случается, что интерьер дома создан чрезвычайно эстетично и на него приятно смотреть, но обитатели все равно несчастны, поскольку потоки ци в жилище остались несбалансированными.

Очень важной считается в Фэн-шуй ориентация кровати и кухонной плиты. У многих людей возникает вопрос, связано ли геомантическое влияние с ориентацией собственно кровати или с положением головы и ног спящего. Аналогично, возникает путаница в вопросе об ориентации кухонной плиты и повара. Эти проблемы мы обсудим и проясним ниже, в соответствующих разделах.

И, наконец, одним из важнейших элементов Фэн-шуй считается центральная точка дома. Дом, в котором нет центральной точки, неблагоприятен для обитателей, поскольку центр жилища приравнивается к сердцу владельца дома. Человек без сердца лишается жизни и энергии; точно так же дом без центральной точки не принесет удачи обитателям. О центральной точке дома следует заботиться, держать ее в чистоте. Не ставьте на эту точку колонну, не помещайте там дерево. Центральная точка не должна приходиться на туалет, кухню, резервуар с токсичными отходами и плавательный бассейн.

Источник: www.astrocentr.ru


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.